ЛЮБАК Анри Мари Жозеф Сонье де - Страница 8

Появление книги «Католичество» было обусловлено осознанием необходимости социализации католической или, шире, церковной доктрины в современности. Основание для этого Анри Любак видел во вселенскости христианства и всемирности божественного домостроительства. По его глубокому убеждению, этому требованию отвечает сама «кафолическая» природа церковного догмата, который предстаёт в трёх аспектах: социальном (всеобщее в лицах), историческом (всеобщее во времени) и духовном, внутрицерковном или трансцендентном (всеобщее в Боге), что соответствует трём измерениям человеческого существования – социальному, историческому и трансцендентному (или духовному). Как показал Анри Любак, устранение хотя бы одного из этих аспектов (а в особенности последнего) может привести к непоправимым последствиям для самого существования человечества. Первоначальной задачей апологетики Анри Любак считал, вдохновляясь идеями Мориса Блонделя, необходимость установления диалога между церковным богословием и современной мыслью. В книге «Сверхприродное» представлено историческое исследование терминологии и концепций в патристике и схоластике, приводящее к радикальным выводам: современное официальное понимание категории сверхприродного расходится с представленным у Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Сверхприродное, согласно Анри Любаку, исконно не есть часть человеческой природы, но врождённая жажда Бога, способность и стремление видеть Его; «природная жажда сверхприродного», жажда того, чем человек не обладает по природе. Критике Анри Любака подверглись категории, выработанные представителями так называемой второй схоластики: «чистая природа» («natura pura») и «сверхданная благодать» («superaddita gratia»), ограничивающие экзистенциальный горизонт человека пределом природной жизни. Как показал Анри Любак, отцы церкви утверждали, что в человека вложено стремление выйти за пределы своей природы, навстречу которому и подаётся помощь извне – божественная благодать. Этот порыв Анри Любак называл «духом в человеке» и характеризовал такое состояние «христианским парадоксом человека»: «…Человек может жить лишь ввиду Бога, а созерцание Бога целиком зависит от Божиего расположения». Благодаря этому размыканию горизонта человеческого существования, «открытию человека к Божественному», Анри Любаку удаётся совместить разобщённые дискурсы: богословие, отнесённое его оппонентами всецело в сферу сверхприродного (в связи с чем апелляция к этой категории в современных общественных дискуссиях оказывается под запретом), философию и мистику (последователи Анри Любака развивали понятие «сверхприродное» в христологическом аспекте). Историко-богословские исследования Анри Любака, посвящённые экклезиологии и сотериологии, соотносились с проблемой истолкования. Это закономерно привело его к постановке герменевтического вопроса, за ответом на который он обратился к древней экзегетической традиции, берущей исток у Оригена и имеющей богатое продолжение в Средние века.

 



 
PR-CY.ru