ЛЮБАК Анри Мари Жозеф Сонье де - Страница 5

Анри Любак также повлиял на освещение вопросов соотношения Писания, Предания и богословия, проблем атеизма, миссии, социальных аспектов вероучения в пастырской конституции «Gaudium et spes». После Собора Анри Любак опубликовал комментарии на конституции об Откровении и о церкви в современном мире. В последнем он помимо прочего полемизирует с концепциями «анонимных христиан» Карла Ранера, «эксплицитных и имплицитных христиан» Эдуарда Схиллебекса, «освящения мира» М.-Д. Шеню, критикуя недооценку роли Божественного Откровения и умаление человеческой свободы, утверждая, что «не все люди являются анонимными христианами, но все призваны стать христианами, будь то анонимными или эксплицитными». Расхождение с позицией Э. Схиллебекса, который был одним из учредителей журнала «Concilium», вынудило Анри Любака покинуть редколлегию этого издания. Папа Павел VI назначал Анри Любака консультантом секретариата по нехристианам (1964–1974 гг.), секретариата по неверующим (1965–1974 гг.), членом международной богословской комиссии (1969–1974 гг.). В 1967 г. Анри Любак стал кавалером ордена Почётного легиона. В 1968 г. в связи с публикацией энциклики «Humanae vitae», вызвавшей бурную реакцию среди ряда католических богословов, составивших «Декларацию о свободе богословов и богословского служения церкви» и требовавших реформы конгрегации вероучения, Анри Любак занял твёрдую консервативную позицию по вопросам о браке и использовании контрацептивных препаратов, за что удостоился папской благодарности. В послесоборный период Анри Любак получил докторскую степень honoris causae во многих университетах Европы и Америки. В эти годы он много путешествовал, везде стремясь прояснить подлинное учение Собора, критикуя крайности прогрессизма (открытость миру за счёт измены Христу и церковному Преданию) и интегризма (закрытость от современности как неисполнение призвания церкви нести миру свет Христов). В 1974 г. Анри Любак переехал из Лиона в Париж. В 1975 г. принял участие в подготовке франкоязычной версии основанного Хансом Урсом фон Бальтазаром в 1972 г. международного периодического богословского издания «Communio». В поздние годы Анри Любак создал книгу о Джованни Пико делла Мирандоле (1974 г.), вклад которого в развитие идей свободы и солидарности Анри Любак высоко ценил, двухтомник «Духовные наследники Иоахима Флорского» (1979–1981 гг.), где выступил с критикой эсхатологического утопизма, не утратившего влияния на современность. Анри Любак неоднократно выступал в качестве издателя современных богословов, выдающихся мыслителей и религиозных деятелей, опубликовав почти все сочинения Ива де Моншёя, переписку М. Блонделя с О. Валенсеном в трёх томах, Йосефа Верле, Габриэля Марселя с Гастоном Фессаром, Пьера Тейяра де Шардена с Этьеном Анри Жильсоном, собственную переписку с Анри Буйаром. Папа Иоанн Павел II, невзирая на сопротивление Анри Любака, возвёл его 2 февраля 1983 г. в сан епископа, присвоив достоинство кардинала-диакона римской церкви Санта-Мария-ин-Домника. В результате инсульта 2 октября 1986 г. Анри Любак оказался частично парализованным – имея ясное сознание, он не мог писать и говорить. Затем последовал процесс частичного восстановления трудоспособности. В последние годы Анри Любак много читал и уделял значительное время молитве. Скончался в обители женской религиозной конгрегации Малых сестёр бедных («Les petites sœurs des pauvres»), члены которой ухаживали за ним. Отпевание состоялось в cоборе Нотр-Дам в Париже. Архив Анри Любака (Centre d'archives et d'études «Cardinal-Henri-de-Lubac») находится в городе Намюр (Бельгия).

 



 
PR-CY.ru