ЛЮБАК Анри Мари Жозеф Сонье де - Страница 2

В эти годы Анри Любак читал также разовые лекции и краткие курсы в иезуитской богословской школе Фурвьер, рядом с которой проживал и главой которой его позже по недоразумению называли. Многолетние изыскания Анри Любака в области буддизма и восточного мистицизма, изучение источников на санскрите нашли отражение в работах «Аспекты буддизма» и «Встреча буддизма и Запада». Анри Любак выступает как исследователь-компаративист, его интересуют возможные точки пересечения христианства и буддийской религиозности. В книге «Встреча буддизма и Запада» излагается история знакомства христианского Запада с буддизмом начиная с XIV в. Общий вывод исследований критичен: религиозная устремлённость буддизма лишена объекта, он не оставляет места Живому Богу и потому является одной из разновидностей атеизма; спасение же понимается как «освобождение от некоего состояния ума, спасённой личности нет». В 1930 гг. под влиянием старшего коллеги и друга В. Фонтуанона Анри Любак начал изучать греческую патристику, навсегда сохранив к ней интерес. В годы до и после Второй мировой войны Анри Любак опубликовал несколько книг, в частности «Католичество: Социальные аспекты догмата». В ней он опирается на греческое и латинское патристическое наследие. Для целого поколения католических богословов книга сыграла роль программного текста, задавшего ряд важных направлений развития богословской мысли, обосновавшего поворот церкви к личности и общине. Книга «Corpus mysticum: Евхаристия и Церковь в Средние века: Историческое исследование» (1944 г.) была написана и отчасти опубликована ещё до войны, практически одновременно с книгой «Католичество...», с которой имеет прочную генетическую связь. По мнению исследователей, она представляет собой классический пример исследования в жанре исторического богословия: современная богословская проблема разрешается на основе традиции патристики и особенно схоластики ( Августин Блаженный, Амалар Симфозий, Фома Аквинский, Бонавентура и др.). В книге отражена потребность раскрытия евхаристической природы церкви как таинства общения. В военные годы Анри Любак на некоторое время удалился от научной деятельности, посвятив себя борьбе с нацизмом: в зоне, свободной от немецкой оккупации, он сотрудничал с различными публицистическими периодическими изданиями, в частности, с «Подпольным журналом христианского свидетельства» («Cahiers clandestins de témoignage chrétien»). Об этом периоде Анри Любак оставил воспоминания («Résistànce chrétienne а l'antisémitisme: Souvenirs (1940–1944)». Париж, 1988 г.). Идейное противостояние нацизму, его языческой антисемитской идеологии получило своё выражение в сокрушительной критике корней тоталитаризма в европейской культуре XIX в. в книге «Драма атеистического гуманизма» («Le Drame de l'humanisme athée». Париж, 1944 г; русский перевод: «Драма атеистического гуманизма». М.; Милан, 1997 г.), которому Анри Любак противопоставил проповедь нового человечества во Христе и утверждение нерушимой связи Ветхого и Нового Заветов.

 



 
PR-CY.ru