ЛЮБАК Анри Мари Жозеф Сонье де - Страница 7

Роль Римского папы заключается не в преимуществах вселенской юрисдикции как таковой, а в примате, занимаемом им в собрании епископов; поэтому папа наделяется особенной вселенской ответственностью. Важнейшей темой для Анри Любака стала «евхаристическая экклезиология», которую он развивал во многих публикациях, в особенности в книге «Corpus mysticum». Анри Любак сопоставляет различные преломления «corpus mysticum» («мистическое тело церкви»), «corpus verum» («истинное тело Христа») и «corpus sacramenti» («евхаристический хлеб») как грани единого тела. Опираясь на средневековых схоластов, Анри Любак подкрепляет эту триаду строгой семантической аналогией: знак («res-et-sacramentum») – «означаемое» («res tantum») – «значение» («res ultima»). Таинство евхаристии состоит в том, что тело церковное становится Телом Христовым, как хлеб и вино становятся Плотью и Кровью. Историческая проблема исследования заключается в выяснении того, когда и при каких обстоятельствах первоначально евхаристический термин «corpus mysticum» получил экклезиологический смысл, обогатив тем самым понимание церкви как таинства общения Бога и человека. Изучение древних и средневековых источников показывает исследователям, что такое сближение понятий современно возникновению церкви и установлению таинства евхаристии. В продолжение веков после Августина Блаженного в западной христианской традиции произошло разобщение мистического опыта и рациональной спекуляции, что сказалось и на истории выражения «corpus mysticum» – оно сохранило свой технический евхаристический смысл, но утратило экклезиологическую корреляцию. Таким образом, первоначальное единство церкви и евхаристии, догмата и опыта распалось. После Фомы Аквинского мистическое стало противопоставляться природному, духовное – физическому и материальному. Недооценка церковного символизма и умаление церковного реализма, по мысли Анри Любака, спрямляют глубину тайны и задают для неё лишь горизонтальное, земное, институциональное или доктринальное измерения. От подобного упрощения древних христиан прежде уберегал «онтологический символизм», непонятный ныне. Говоря о теле историческом (Иисус Христос), теле сакраментальном (евхаристия) и теле церковном, Анри Любак утверждал, что между первым и вторым никогда не было разлома, однако между вторым и третьим разлом существует и требует своего преодоления. Он усматривал в этой связи три перспективы: экуменический вопрос (в особенности в связи с православно-католическим диалогом), евхаристический догмат (насущность евхаристического опыта древнехристианского Запада и Востока, устранение излишней спекулятивности посттридентского католицизма) и литургическая жизнь в её трансцендентном и универсальном измерениях.

 



 
PR-CY.ru