«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 25

Для совершения «Литургии Преждеосвящённых Даров» помимо обычных условий: собрания церковной общины во главе с епископом или священником в храме и наличия евхаристических приношений (в данном случае вина), требуется, чтобы в этом храме был освящённый агнец – Преждеосвящённый Хлеб, приготовленный заранее на полной литургии. Агнцы для «Литургии Преждеосвящённых Даров» изымаются (каждый из своей просфоры) на проскомидии полной литургии (как правило, в предшествующее «Литургии Преждеосвящённых Даров» воскресенье) после изъятия агнца для самой этой литургии с произнесением всех принятых для этого священнодействия слов. Все агнцы поставляются на дискос и находятся на нём до момента возношения святого Хлеба на возгласе «Святая святым» (когда предстоятель возносит все их вместе). Затем в святую чашу вливается немного теплоты, и предстоятель, беря поочерёдно каждый из приготовляемых для «Литургии Преждеосвящённых Даров» агнцев, при помощи лжицы напитывает («напояет») его Святой Кровью Христовой из чаши. Эта практика установилась к XIV в., тогда как в более раннюю эпоху, согласно целому ряду источников, Преждеосвящённый Хлеб для «Литургии Преждеосвящённых Даров» (в отличие от запасных Святых Даров для причащения отшельников и больных) мог приготавливаться и храниться без напоения его Святой Кровью. Современыне издания Служебника предписывают священнику лишь крестообразно прикоснуться омоченной в Святой Крови лжицей к святому агнцу, но на практике встречается более обильное напоение, вплоть до погружения святого агнца прямо в чашу. Затем приготовленные Преждеосвящённые агнцы выкладывают на особый дискос для последующего хранения, в святую чашу доливается необходимое количество теплоты, и литургия продолжается. Вопрос о том, следует ли напоять святой агнец Святой Кровью Христовой, тесно связан с главными богословскими проблемами «Литургии Преждеосвящённых Даров»: освящается ли во время этой службы евхаристическая чаша, и если освящается, то по какой причине? Ведь несмотря на всю краткость сирийских чинов «Знаменования чаши», они всё же содержат эксплицитное моление Богу об освящении чаши, а в константинопольском чине «Литургии Преждеосвящённых Даров» такая просьба никак не выражена (хотя, как полагают исследователи, благодаря знакомству с сирийской традицией подобные молитвы не остались совсем неизвестными грекам: аналогичная молитва есть в палестинском греческом чине «Литургии Преждеосвящённых Даров» апостола Иакова, ещё одна сохранилась в южноитальянской рукописи Евхология XIII в. из Отранто. Тем не менее, несмотря на отсутствие подобного моления, византийцы однозначно верили в то, что чаша на «Литургии Преждеосвящённых Даров» освящается. Так, в письме Константинопольского патриарха Михаила III Анхиала (1169–1177 гг.) епископу Галлипольскому Павлу прямо сказано: «Преждеосвящённая служится только для того, чтобы освятить святую чашу».

 



 
PR-CY.ru