«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 23

После завершения песнопения в русской практике совершаются три земных поклона с молитвой Ефрема Сирина. Затем, если положено, читаются Апостол и Евангелие (в полиелейные праздники, с прокимном и аллилуиарием) или только Евангелие (на Страстной седмице). Завершением библейских чтений «Литургии Преждеосвящённых Даров» служит сугубая ектения, после которой начинается собственно литургийная часть. Её открывают ектения и молитва об оглашенных (начало: «Боже, Боже наш, создателю и содетелю всех») с отпустом оглашенных. Следуют ектения и молитва о готовящихся ко Святому просвещению, т.е. к таинству крещения, которое в Константинополе торжественно совершалось в Лазареву и в Великую субботы. Эта ектения читается только со среды Крестопоклонной седмицы и до Страстной среды, т.е. в тот период, когда в Константинополе и происходила окончательная подготовка оглашаемых, причём лишь тех, кто будет принимать крещение именно в этом году (на что и указывает наличие не одной, а двух ектений и двух молитв: об оглашаемых и о готовящихся ко просвещению). Происходит отпуст готовящихся ко Святому просвещению, и возглашаются две ектении верных (как на полной литургии), во время которых священник читает две молитвы. Первая молитва напоминает исследователям обычные константинопольские молитвы служб суточного круга, которые в современном Служебнике сохранились только на вечерне и на утрене, но в «песненном последовании» были на всех службах. Вторая молитва, как показал С. Алексопулос, текстуально зависит от херувимской песни «Ныне силы…», что даёт исследователям основание датировать её VII в. Далее совершается великий вход с Преждеосвящёнными Дарами. В древней византийской традиции вход происходил в целом так же, как и на полной литургии: диакон нёс дискос, священник – чашу. В современной русской практике и дискос и чашу несёт священник, поскольку дискос в отличие от чаши содержит уже освящённые Дары – Тело и Кровь Христовы; диакон предшествует ему со свечой и кадилом. В современной греческой практике вход обычно совершается без диакона (в некоторых случаях он либо даже сослужащий священник всё же идёт перед Дарами со свечой и кадилом, как и в русской практике, при этом священник несёт на голове воздýх, как при хиротонии). Во время великого входа хор поёт херувимскую песнь «Ныне силы небесныя…», а молящиеся встают на колени. Коленопреклонение во время великого входа «Литургии Преждеосвящённых Даров» прямо предписано современным русским Типиконом на основании аргументации богословского характера (глава 49, примечание к статье о среде первой седмицы Великого поста), но исторически это коленопреклонение, скорее, связано, как полагают исследователи, с византийской практикой вставать на колени во время великого входа на всех литургиях. В свою очередь, предписание Типикона появилось в связи с желанием высшей церковной власти во второй половине XVII в. ввести эту практику в Московской Руси: в дониконовской традиции великий вход на «Литургии Преждеосвящённых Даров» совершался с поклонами, но без стояния на коленях. В некоторых рукописях священнику предписано прочесть перед великим входом молитву о своём недостоинстве по аналогии с полной литургией.

 



 
PR-CY.ru