КОЗЛОВ Алексей Александрович - Страница 8

Полагая, что диалектика выступает у Платона не только в качестве основного метода познания, но и как выражение самой метафизики, А.А. Козлов писал: «Диалектика сперва как метод, потом как учение о сущем составляет высшую и последнюю ступень в развитии философского сознания, но она доступна только тому, кто прошёл через две другие сравнительно низшие ступени, составляющие для неё предварительное условие. Эти две ступени известны у Платона под техническими терминами очищения и эроса (философской любви)». На основе изученных текстов Платона А.А. Козлов выделил восемь определений диалектики: 1) в «Кратиле» диалектиком считается «умеющий спрашивать и отвечать»; 2) в седьмой книге «Государства» «диалектика делает людей вполне знающими предлагать вопросы и отвечать»; 3) в «Софисте» диалектика – это «высокое искусство разделения по родам, не отождествляя различных понятий и не принимая тождественных за различные»; 4) в «Федре» диалектик тот, «кто всматривается в одно [единое] и многое»; 5) в «Филебе» «диалектика, подобно Прометееву огню, сообщена людям богами»; 6) в «Филебе» «диалектика... – высшее и наиболее истинное познание между всеми, потому что имеет предметом своим бытие, то, что существует действительно и что по природе своей одно и то же»; 7) в седьмой книге «Государства» диалектика – это завершение знания, отрешение от чувственно-воспринимаемого мира, стремление к сущему самому по себе, восхождение к Благу, способ, который «может дать разумные основания в познании сущности каждого предмета»; 8) в шестой книге «Государства» диалектика – это постижение умом сущего и мыслимого, восхождение до безусловного и нисхождение к обусловленному. Отождествляя проблему диалектического метода Платона с его теорией познания, а затем и с метафизикой, А.А. Козлов излагал учение Платона о бытии и познании, а затем возвращался к подробному «объяснению платоновых определений диалектики». Во второй главе и в «Resumé» А.А. Козлов далеко не самым точным образом характеризует направление философии Платона как «наивный реализм, потому что он принимал полное соответствие познания бытию»; рационализм и априоризм, «плюрализм, ибо сущих принимается множество»; спиритуализм, «ибо сущие не пространственны и не материальны»; эстетический эвдемонизм, ибо «последняя цель... есть полное блаженство, состоящее в обладании совершеннейшей красотой, истиной и гармонией». Узкое понимание философии как науки о мире и в этой работе А.А. Козлова стало причиной того, что всё религиозное и богословское учение платонизма оказалось в стороне и было квалифицировано им в качестве мифологии. Сдав магистерский экзамен, А.А. Козлов представил работу о философии Платона в качестве магистерской диссертации и в 1881 г. стал штатным доцентом университета святого Владимира. В 1884 г. вышла лучшая историко-философская работа А.А. Козлова «Генезис теории пространства и времени Канта», которая занимает достойное место в русской «Кантиане». Цель исследования, по мнению А.А. Козлова, – «объяснить генезис кантовой теории пространства и времени в связи с другими сторонами его философии и в отношении к учению о том же его предшественников».

 



 
PR-CY.ru