КОЗЛОВ Алексей Александрович - Страница 19

Учение о субъективном времени и его идеальности со всей определённостью выражено в следующих словах Сократа Ивановича: «Время в его субъективной стадии развития есть форма, по которой наше «я» понимает, распределяет и соединяет в своём субстанциальном единстве свои собственные акты воспоминания, наличного ощущения и ожидания». Происхождение объективного времени, т.е. одинакового времени для всех, объясняется как взаимосвязанностью духовных субстанций (аналогия «монадического универсума» у Готфрида Лейбница), так и возможностью переноса субъективного времени в объективное для общения между людьми. Девятая беседа была, в основном, посвящена религиозной и церковно-исторической проблематике. Иван Карамазов с энтузиазмом говорит о католической церкви, выступая с позиций подчинения государства церкви. В завязавшейся дискуссии о разделении церквей, в которой принимает участие и Алексей Карамазов, оппонентом Ивана Карамазова выступает Сократ Иванович. Утверждая, что «корень всякой религии – будет она истинная или и ложная – заключается... в нашем непосредственном сознании высшего существа или Бога», он излагает своё учение, согласно которому для правильного понимания Высшего Существа необходимо не смешивать непосредственное сознание Бога со знанием о Боге. Сократ Иванович вопреки учению церкви полагает, что знание о Боге и сама религия источником имеют сложную по структуре познавательную деятельность нашего «я», нашей духовной субстанции, и рассматривает церковь как общественное учреждение. Обсуждая вопрос о судьбах католицизма, Сократ Иванович говорит, что католицизм «божество церкви подменил божеством папы», что «вслед за католической церковью... пошла по пути идолопоклонства вся культурная Западная Европа и начала новую эру политеизма, обожествляя различные формы и функции общественной жизни...». В одиннадцатой – четырнадцатой беседах предметом рассмотрения становится пространство. Учение о пространстве в существенных особенностях повторяет концепцию происхождения времени и его развития от субъективного до объективного и абстрактного понимания с возможной абсолютизацией времени и пространства. Пятнадцатая и шестнадцатая беседы посвящены метафизическому, психологическому и физическому движению, а семнадцатая беседа – «материи, внешнему миру и понятию причинности». Эти главы оказались наиболее бедными и легко предсказуемыми по содержанию. Исследователи полагают, что причиной недосказанности и незавершённости работы стала тяжёлая болезнь А.А. Козлова, однако были и причины, обусловленные исходными посылками философии А.А. Козлова, его сугубо рационалистическим подходом, дискредитирующим чувственное познание вообще, крайне субъективной трактовкой времени и пространства, превращающей реальную жизнь и историю в видимость. Учение А.А. Козлова оказало большое влияние на воззрения Н.О. Лосского и Аскольдова. Это влияние имело как положительные, так и отрицательные стороны. Концепция «субстанциального деятеля» А.А. Козлова пользовалась вниманием в философии персонализма. А.А. Козлов скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен на Волковом кладбище.



 
PR-CY.ru