КОЗЛОВ Алексей Александрович - Страница 4

Препятствиями для дословного и полного перевода А.А. Козлов считал отсутствие в русском языке соответствующей философской терминологии и возможные «затруднения в цензурном отношении». Первый выпуск книги под названием «Сущность мирового процесса или философия бессознательного» был переведён, как полагают исследователи, с третьего немецкого издания (1871 г.) и вышел в 1873 г.; второй выпуск – «Окончание философии бессознательного», сделанный по четвёртому немецкому изданию 1872 г., вышел в 1875 г. Это был первый, хотя и весьма вольный, перевод книги Э. фон Гартмана на иностранный язык; французский перевод появился в 1876 г., английский – в 1884 г. В предисловии ко второму выпуску А.А. Козлов отмечал: «Если первый выпуск есть почти полный перевод с немецкого подлинника, то этот второй ещё более можно назвать таковым». Третий выпуск в печати не появился. А.А. Козлов писал, что два изданных выпуска составляют полный и законченный труд Э. фон Гартмана, что же касается его критики Э. фон Гартмана, то она будет издаваться в виде отдельных статей. Книга Э. фон Гартмана пользовалась большим успехом в России и принесла А.А. Козлову широкую известность в философских и литературных кругах. Аскольдов отмечал, что А.А. Козлов переписывался с Э. фон Гартманом по поводу философских новостей. В 1875 г. А.А. Козлов опубликовал в журнале «Знание» рецензию «Влад[имир]. Соловьев как философ», посвящённую анализу нашумевшей магистерской диссертации В.С. Соловьёва «Кризис западной философии (против позитивистов)». Разделяя мысль В.С. Соловьёва о необходимости критики позитивизма и материализма, А.А. Козлов ставил ему в упрёк представление о принципиальных отличиях религии от философии, а также делал ряд замечаний относительно правильности толкования философии Артура Шопенгауэра и Э. фон Гартмана. По мнению А.А. Козлова, вопреки утверждениям автора диссертации философия Э. фон Гартмана к кризису не имеет отношения, соответственно и сама концепция кризиса западной философии у В.С. Соловьёва неубедительна. Биограф В.С. Соловьёва Сергей Михайлович Лукьянов высказывал предположение, что В.С. Соловьёв не ответил на рецензию А.А. Козлова, потому что она была опубликована в двух номерах журнала, к тому же не пользовавшегося серьёзным научным авторитетом. Изданная в 1876 г. книга А.А. Козлова «Философские этюды. Ч. 1» включала два этюда: первый был посвящён исследованию предмета философии, второй – метода философии. А.А. Козлов назвал книгу «этюдами», поскольку она представляет собой не изложение истории философии, а теоретическое исследование, в котором А.А. Козлов, руководствуясь индуктивным методом, рассматривал философию в её историческом развитии для решения вопроса, что представляет собой предмет философии, и каков преобладающий метод философии. Отвергая в предисловии необоснованные упрёки в том, что философия не является наукой, что границы её невозможно точно определить, что она есть «мнимое познание», А.А. Козлов сформулировал четыре положения: 1) у философии есть свой предмет, отличный от предмета других наук; 2) в соответствии с предметом у философии есть и свой метод; 3) философия имеет большое практическое значение; 4) философия – наука и имеет все признаки, характеризующие науку, она связана с другими науками и в определённой степени зависит от их успехов и неудач. Обоснование этих тезисов должно было составить соответственно содержание этюдов: 1) о предмете философии; 2) о методе философии; 3) о значении философии в жизни человечества; 4) о связи и сходстве философии с другими науками и её отличии от других наук. В первом этюде А.А. Козлов, в основном, рассматривал две темы: понятие предмета философии в Древней Греции, а также в новейшей философии, начиная с Иммануила Канта.

 



 
PR-CY.ru