КОЗЛОВ Алексей Александрович - Страница 5

В исследовании античной философии от ионийских философов до Сократа включительно А.А. Козлов опирался на труды европейских исследователей Фридриха Ибервега (1826–1871 гг.), Евгения Дюринга (1833–1921 гг.), Джорджа Генри Льюиса (1817–1878 гг.) и Альфреда Вебера (1868–1958 гг.). Однако труд А.А. Козлова не имел компилятивного характера. Обладая незаурядной философской интуицией и спекулятивным характером мышления, А.А. Козлов подчинял им приобретённые книжные знания. В кратком обзоре античной философии, сравнивая понятия «природа», «мир», «вселенная», «сущее», А.А. Козлов утверждал, что понятие «вселенная» в Античности понимается сугубо «с пространственной стороны» и «отвлекаясь от движения», т.е. статически, тогда как в понятии «природа», к которому относятся не только все физические, но и духовные явления, «оставляются в стороне «пространственно-временные границы мира», притом что сам мир мыслится динамически. По мнению А.А. Козлова, понятие «мир», которое объединяет в себе статическую сторону понятия «вселенная» и динамическую сторону понятия «природа», и составляет предмет античной философии. Подробный анализ философии Нового времени А.А. Козлов включает разбор философских построений Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814 гг.), Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775–1854 гг.), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.), Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872 гг.) и других европейских философов середины XIX в. Оценки этих учений свидетельствуют о хорошей осведомлённости А.А. Козлова в предмете, что, однако, не исключило его ошибок в трактовке отдельных идей И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и др. Несмотря на различие философских построений Нового времени, а иногда и противоположный их характер, А.А. Козлов, оставаясь верным своему пониманию предмета философии как науки о мире, склонялся к мысли, что в новоевропейской философии под различными наименованиями скрывается одна и та же проблема мира и его познания. Во втором этюде А.А. Козлов рассматривал учения о методе в древнегреческой философии от её зарождения до Сократа и Платона и отмечал, что, за исключением Элейской школы со свойственными ей спекулятивным умозрением Парменида и диалектикой Зенона, в рассматриваемый период не было создано специальных учений о методе. Представления о методе философии у античных философов А.А. Козлов выявлял, обращаясь к приёмам логики, в особенности к индукции, на фоне обстоятельного изложения содержания их учений. В целом эта часть исследования А.А. Козлова осталась невыполненной, как и третий – четвёртый вопросы, поставленные в начале исследования. Исследователи отмечают, что при всей правильности утверждения, что философия – это наука, мысль А.А. Козлова о том, что предметом философии является мир, сужает представления о философии, игнорирует то обстоятельство, что предмет философии не остаётся неизменным, что новые эпохи в философии связаны с изменением самого предмета философии. В 1876 г. А.А. Козлов, продав имение, вместе с семьёй отправился в Париж. Здесь он получил письмо от профессора славяноведения Александра Александровича Котляревского (1837–1881 гг.) с приглашением занять освободившееся место приват-доцента в университете имени святого Владимира в Киеве. А.А. Козлов с радостью принял приглашение и переехал в Киев.

 



 
PR-CY.ru