КОЗЛОВ Алексей Александрович - Страница 7

С 1878 г. А.А. Козлов преподавал философию и психологию на Высших женских курсах. С 1879 г. читал педагогику в Киевском институте благородных девиц. Обладая редким полемическим даром, написал ряд работ с разбором философских и психологических трудов современников. В работе «Критический этюд по поводу книги г. Грота “Философия чувствований”» предметом разбора стала магистерская диссертация Н.Я. Грота, вышедшая в виде многостраничного тома, в котором не меньше половины объёма занимали сначала анализ понятия «душа» от древности до середины XIX в., а затем аналогичный по историческому охвату анализ понимания чувства удовольствия и страдания. Не возражая против присуждения Н.Я. Гроту степени магистра и считая его труд «всё-таки ценным», А.А. Козлов подверг критике его основной тезис, что психология исследует «один и тот же объект» с физиологией. Из сведения психологии к физиологии, по мнению А.А. Козлова, вытекают многочисленные ошибки Н.Я. Грота, в том числе построенная им классификация «чувствований». В «Критическом этюде о книге г[осподина]. Грота “К вопросу о реформе логики”» (1883 г.) А.А. Козлов остроумно высмеивал дилетантские представления автора о предмете и задачах формальной логики и якобы её полной зависимости от метафизики. Главное положение предлагаемой Н.Я. Гротом реформы (понимание логики как «психодинамики», которая своим предметом имеет такие виды психической деятельности, как движение мозга, движение органов чувств, движение органов выражения) А.А. Козлов считал разрушительным для логики (подробно А.А. Козлов критиковал теорию суждений Н.Я. Грота). Начиная с октября 1881 г. по июнь 1882 г. А.А. Козлов с перерывами опубликовал в петербургском журнале «Заграничный Вестник» серию очерков «Современные направления в философии (германская и французская философия)». В 1882 г. в Киеве вышла в свет книга Альфреда Вебера «История европейской философии» в переводе Ивана Андреевича Линниченко (1857–1926 гг.) и Владимира Валерьяновича Подвысоцкого (1857–1913 гг.), под редакцией А.А. Козлова. В предисловии А.А. Козлов отмечал преимущества публикуемой книги в сравнении с переведёнными трудами по истории философии Альберта Швеглера (1864 г.), Бруно Бауэра (1866 г.) и Кларенса Льюиса (1865–1867 гг.). Опубликованная в 1880 г. книга «Философские этюды. Ч. 2» имела подзаголовок «Метод и направление философии Платона». Для написания книги А.А. Козлов использовал обширную литературу: кроме немецких собраний сочинений Платона в переводе Фридриха Даниэля Эрнста Шлейермахера (1768–1834 гг.) и собрания сочинений в переводе Хайнера Мюллера со вступительными статьями Карла Штайнхарта, «Сочинения Платона» в переводе Василия Николаевича Карпова, а также новейшие исследования Эдуарда Готтлоба Целлера, Германа Боница, Германа Шнейдера, Густава Тейхмюллера, Германа Когена и Николая Ефремовича Скворцова. Книга А.А. Козлова состоит из трёх глав: в первой, несмотря на то что она именовалась «Метод философского познания у Платона», автор подробно останавливался на учении Сократа и значении его метода для философии Платона. По мнению А.А. Козлова, ряд принципов диалектического метода Сократа, таких как «очищение» или приведение заблуждающегося в противоречие с самим собой, а также индукция в качестве способа образования понятий, в усовершенствованном виде были включены Платоном в разрабатываемый им метод.

 



 
PR-CY.ru