КОЗЛОВ Алексей Александрович - Страница 15

В статье «Анализ последнего произведения графа Л.Н. Толстого “Хозяин и работник”», которая содержит оригинальную трактовку сочинения Л.Н. Толстого, изложены художественно-эстетические воззрения А.А. Козлова. По его мнению, основой всякого художественного произведения является некий «безотчётный, неясно сознаваемый образ», соответствующий художественным склонностям автора и имеющий эстетический характер. Отдельный образ включается художником в систему других образов, «члены которого связаны не логическими или моральными точками зрения, а художественной фантазией». Направляемые непосредственной интуицией художника эти эстетические образы создают целостную картину, в которой связь каждого отдельного образа с целым образует художественную реальность. Поэтому, по словам А.А. Козлова, «под красотой надо разуметь такой порядок, отношения и связь вещей, данных в нашем воображении и фантазии, при которых они, сознаваемые во внутреннем опыте, возбуждают особые чувства, называемые эстетическими». В книге «Своё слово», которая публиковалась А.А. Козловым отдельными выпусками в одноимённом философском журнале, он приступает к построению своей системы философии. Её постулаты, как и выводы, в значительной степени были предопределены западноевропейской философией, преимущественно немецкой, интерес к которой А.А. Козлов питал на протяжении своего философского развития и влияние которой на его учение было значительным. Устами своего главного литературного персонажа Сократа Ивановича, а затем и от своего лица А.А. Козлов писал, что его философский путь начался с учения Артура Шопенгауэра, который привлёк его внимание к Иммануилу Канту, после чего он перешёл к изучению философии Готфрида Лейбница, от которого зависят «два замечательных мыслителя: Лотце и Тейхмюллер» – основные представители панпсихизма, философского течения, ставшего «истинным преемником идеализма в развитии философского знания». Русская философия мало интересовала А.А. Козлова. Исключением стали написанные им рецензии на отдельные работы Петра Лавровича Лаврова (1823–1900 гг.), Николая Яковлевича Грота (1852–1899 гг.), Матвея Михайловича Троицкого (1835–1899 гг.), Льва Михайловича Лопатина (1855–1920 гг.), Петра Евгеньевича Астафьева (1846–1893 гг.). Критикуя в западноевропейской философии так называемую научную философию, представленную материализмом и позитивизмом, А.А. Козлов считал, что в России философия не стала наукой. Исследователи сделали вывод, что для А.А. Козлова, судя по его трудам, прошли незамеченными споры славянофилов и западников, главные сочинения В.С. Соловьёва (1853–1900 гг.), Константина Николаевича Леонтьева (1831–1891 гг.), Николая Николаевича Страхова (1828–1896 гг.) и др. При этом из воспоминаний сына А.А. Козлова исследователям известно, что А.А. Козлова в Санкт-Петербурге несколько раз навещал В.С. Соловьёв. В «Своём слове», изложенном в форме диалога, полемическое дарование А.А. Козлова нашло наивысшее выражение. Беседам А.А. Козлова принадлежит почётное место в истории русского философского диалога. Участники бесед: Сократ Иванович – «второе я» А.А. Козлова и его оппоненты: Шугаев – материалист, сторонник научной философии, опыта и фактов; Поспелов – знаток современных естественнонаучных теорий пространства; Синайский – студент духовной академии, а также персонажи из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» – Красоткин, врач, эволюционист и материалист, Алексей Карамазов, Иван Карамазов.

 



 
PR-CY.ru