«КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 8

В частности, было показано, что эта форма иудейского мистицизма возникла и развилась независимо от гностицизма. Также было установлено, что апокалиптические видения имели второстепенное значение в этой традиции. Прежде всего, её приверженцы стремились к участию в небесном богослужении как к возможности непосредственного общения с Богом и к обладанию не достижимым другими способами уровнем знания и понимания Торы, а сама традиция имела ярко выраженный магический характер. Но главное, исследования показали, что сформировалась она значительно позже, чем предполагалось раньше, и потому не может быть использована для реконструкции явлений, упоминаемых в Новом Завете. В то же время в ходе этих и других работ последних десятилетий были изучены разнообразные свидетельства наличия в иудаизме эпохи Второго храма течений, тяготевших к восприятию народных языческих верований и магических практик. В частности, такие практики использовались для призывания ангельских сил, от которых ожидали помощи и защиты в мирских делах и в духовной жизни. Особое внимание в исследованиях сторонников такой точки зрения на природу «колосской философии» уделено реконструкции социальных условий, в которых распространённые среди иудеев верования и практики могли быть восприняты членами христианских общин. Основой для неё служат следующие положения. Исследователям известно, что в одно время с христианской общиной в Колоссах существовала также обширная и влиятельная иудейская. При этом и в быту, и в религиозной жизни иудеи и христиане не были разделены так же строго, как в более поздний период: иудеи, прозелиты и «боящиеся Бога» из язычников, принимая крещение и становясь христианами, нередко продолжали соблюдать предписания ветхозаветного законодательства и посещать синагогальное богослужение. Множество свидетельств этому содержится в христианских источниках. Так, автор «Послания Варнавы» призывает христиан не обращаться, «подобно прозелитам, к закону иудейскому». Игнатий Антиохийский в «Послании Магнезийцам» также говорит о недопустимости для христиан жить «по закону иудейскому» и подчёркивает, что «нелепо призывать имя Иисуса Христа, а жить по-иудейски». В «Диалоге с Трифоном Иудеем» мученик Иустин Философ допускает возможность соблюдения христианами постановлений закона Моисея. В христианских источниках содержатся указания, что подобные практики имели место и значительно позднее (например, 16, 27, 37 и 38-е правила Лаодикийского Собора). Таким образом, по мнению сторонников этой точки зрения, иудеи и христиане в Колоссах, Лаодикии и Иераполе должны были быть хорошо осведомлены о взглядах и об обычаях друг друга.

 



 
PR-CY.ru