«КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 7

V. Иудейский мистицизм. Другие исследователи опровергаемую в «Послании к Колоссянам» «философию» ассоциировали с некоторыми формами иудейской традиции. Это направление в интерпретации «Послания к Колоссянам» возникло и стало популярным среди исследователей во многом в результате изучения новых данных об иудаизме межзаветного периода, полученных благодаря обнаружению и публикации неизвестных ранее документов. Ещё в XIX в. некоторые исследователи отмечали сходство «колосской философии» с особенностями мировоззрения и обрядовой практики ессеев. Позже, во второй половине XX в., открытие, публикация и исследование кумранских рукописей и ряда других источников во многом позволили уточнить представления о ессеях и в целом об иудаизме эпохи Второго храма. В новооткрытых текстах были обнаружены множественные параллели с книгами Нового Завета. Но найти какую-либо связь между постулируемой на основе кумранских документов общиной и иудеями Фригии не удалось. Более того, стало понятно, что следование всем бытовым и обрядовым предписаниям, которых придерживались члены предполагаемой кумранской общины, иудею, жившему в малоазийском городе в окружении язычников, было бы невозможно. В то же время многие исследования в XX в. продемонстрировали, что иудаизм Второго храма был менее монолитным явлением, чем представлялся на основе доступных ранее источников. Это дало дополнительные возможности для поисков аналогий «колосской философии» среди вновь открытых форм иудейской религиозности того времени. Так, ряд исследователей усматривают в «колосской философии» особенности, связывающие её с одним из направлений иудейского мистицизма, называемого в научной литературе «мистицизмом колесницы» (англ. «merkabah mysticism»), в соответствии с тем значением, которое в нём придавалось образу Божественного престола в виде небесной колесницы (ср.: Иез. 1:15–28). В «мистицизме колесницы» достижение подобных видений требовало не только тщательного соблюдения всех предписаний закона Моисея, но и следования особым аскетическим практикам, включая временное воздержание от некоторых видов пищи. Кроме того, созерцание небесных откровений предполагало мистическое восхождение на небо через семь небесных дворцов («хехалот»), что требовало помощи ангелов, поскольку было сопряжено с опасностями. В ранних исследованиях эта традиция рассматривалась как следствие восприятия иудаизмом гностических представлений о преодолении душой умершего небесных сфер, контролируемых враждебными ей силами, в её восхождении к своему божественному источнику. Позже благодаря публикации литературных свидетельств этой традиции возможности для её исследования были значительно расширены.

 



 
PR-CY.ru