«КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 6

IV. Анатолийский синкретизм. Ещё одна тенденция в объяснении «колосской философии» связана с привлечением свидетельств (прежде всего, эпиграфики) существования обрядовых практиках и религиозно-мистических представлениях населения Малой Азии в целом и Фригии в частности. Анализ широкого круга таких свидетельств показывает исследователям, что разнообразие идей и практик, которые стоят за высказываниями автора «Послания к Колоссянам» о «колосской философии», в основном, соответствует ситуации взаимопроникновения и смешения религиозных традиций, характерной для малоазийских городов эпохи эллинизма. Некоторые исследователи указывают на сходство осуждаемого в «Послании к Колоссянам» учения с рядом характерных черт того смешения обычаев, популярных мнений, предрассудков и суеверий, которое было свойственно населению Лидии и Фригии того времени, не исключая и проживавших там иудеев. В литературе это явление получило наименование анатолийского синкретизма, и ряд исследователей рассматривают его в качестве основы для реконструкции «колосской философии». Наиболее радикально этот подход выразился в предложении отказаться от объяснения «колосской философии» как конкретной формы религиозности или единого учения и считать, что автор «Послания к Колоссянам» подвергает критике отдельные идеи и практики, никак не связанные друг с другом или связанные лишь отчасти. Такой подход, по мнению предлагавшей его исследовательницы, позволил бы объяснить относительно спокойный (ср.: Галатам Послание) тон полемики в «Послании к Колоссянам», а также снял бы проблему сочетания иудейских и языческих элементов в единой «колосской философии».

 



 
PR-CY.ru