«КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 3

Доминирующей темой «Послания к Колоссянам» является предостережение колосских христиан от принятия идей и следования практикам некоего религиозно-мистического учения. Поэтому вопросы происхождения этого учения, его содержания, а также характера его влияния на колосских христиан относятся к числу наиболее важных для понимания Послания в целом. Основой реконструкции критикуемого в «Послании к Колоссянам» учения служат слова и выражения, использованные для его характеристики самим автором Послания. Дополнительную информацию комментаторы извлекают также из не имеющих прямого отношения к этому учению текстов «Послания к Колоссянам», предполагая наличие в них скрытой полемики. Автор «Послания к Колоссянам» называет это учение «философией» (единственный случай употребления этого термина в Новом Завете; при этом в «Апологиях» Иустина Философа термин встречается восемь раз и нигде – в уничижительном смысле) и «пустым обольщением» (также «обман», «хитрость», «ложь», «коварство»). Оно основано на «предании человеческом» (Кол. 2:8; ср.: 2:22) и на «стихиях мира» (Кол. 2:8), а не на подвиге Христа (Кол. 2:8). Некогда колосские христиане были подвластны «стихиям», но, приняв Христа, «умерли» для них и обрели свободу (Кол. 2:20). Поэтому подчинение ограничениям и запретам (Кол. 2:21), которые это учение накладывает на своих последователей, вновь возвращает христиан в рабство. Кроме того, автор упоминает в связи с «философией» о «смиренномудрии» (которое в других ранних христианских источниках тесно связано с постом) и о «служении ангелов» (что может быть понято и как поклонение ангельским силам, и как служение ангельских сил Богу), о неких обрядах, связанных, как полагают исследователи, с видениями (Кол. 2:18), а также о соблюдении особых праздничных дат и субботы (Кол. 2:16). Некоторые исследователи относят к свидетельствам существования «колосской философии» также упоминание об обрезании (Кол. 2:11) и факты использования автором «Послания к Колоссянам» терминов, имеющих в гностических текстах техническое значение, таких как «плирома» (в синодальном переводе «полнота»), «софия», «гносис» (Кол. 2:3, в синодальном переводе «премудрость и ведение»), и производных от них. Полемика вокруг интерпретации этих свидетельств в исследовательской литературе продолжается уже много десятилетий. За это время знания о религиозно-философских представлениях и обрядовых практиках эпохи возникновения первых христианских общин постоянно расширялись и усложнялись. Соответственно менялись условия, принимаемые комментаторами за основу при реконструкции «колосской философии»; было сформулировано несколько общих подходов к проблеме, и в рамках каждого из них выдвинуты десятки гипотез. I. Прегностическая система.

 



 
PR-CY.ru