КАНДАЛАКШСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 7

К концу XIX в. в Архангельском хранилище древних книг находился рукописный «Требник» начала XVI в., принадлежавший Кандалакшскому монастырю. На «Требнике» была написана молитва на учение грамоте: «Господи!.. Настави раба своего (имя рек), научи его псалмов книжных, яко ты еси, отверзая ему очи...» и т.д. (Архангельский областной краеведческий музей). Со времени основания в Кандалакшского монастыря существовала общебратская библиотека. Кроме того, книги были и в личной собственности монахов. Число книг в монастырской библиотеке постоянно росло. Иногда ими пользовались и сторонние читатели. Так, например, в 1682 г. в Коле «ссыльной стрелец Пронька Ледуношников стольнику и воеводе Василью Эверлакову писал книгу Гранограф, а списывал с книги Кандолажского монастыря». По описи 1705 г., в библиотеке числилось 158 книг, из них 88 находилось в Богородице-Рождественской церкви. Помимо набора богослужебных книг были «Уложение» (1649 г.), «Летописец» («письмо мелкое, в десть»), две «Грамматики» (печатная и рукописная), «Письменные соборники». Из духовной литературы – книги «О вере», «Увет духовный» Холмогорского архиепископа Афанасия (Любимова), «Жезл правления» Симеона Полоцкого, «Изложение на еретики», «Прение со Арием еретиком». Значительное место занимали сочинения святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Кирилла Иерусалимского, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Дионисия Ареопагита, Феодора Студита, трактаты «Слова Нила Сорского», «Зерцало о душе и плоти», четыре Пролога, «Книга Апокалипсис, а в ней писаны иные повести многая» и др. Были Жития Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких, Московского митрополита Филиппа, «Патерик Печерский и иных преподобных отец». В приходских церквах до революции хранилось два напрестольных Евангелия XVI в.

 



 
PR-CY.ru