КАНДАЛАКШСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

КАНДАЛАКШСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кольском уезде Архангелогородской провинции и губернии, на северо-западном побережье Белого моря, у морского залива, названного по имени реки Канды. Местные народности (лопари и корела) называли залив Кандалахти («Кандский залив»), русские поселенцы – Кандалакшская губа. По церковному преданию, монастырь основан преподобным Феодоритом Кольским, как полагают исследователи, в середине XVI в. Христианское просвещение жителей северо-западного побережья Белого моря связано с миссией, организованной Новгородским архиепископом Макарием, в составе «священника с сеней от Рождества Христова инока Илии» и просветителя лопарей преподобного Феодорита. Под 1526 г. Софийская летопись сообщает: «Приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, из Кандалакшской губы, усть Нивы реки, из дикой лопи и били челом государю и просили антиминса и священников церковь свящати, и просветити их святым крещением, и государь велел архиепископу Макарию послати из Новагорода от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавши свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша» («Полное собрание русских летописей», том 6). Возведение храма близ устья реки Нивы стимулировало русских крестьян и промышленников основать поселение, что привело к возникновению русской «волости» (села) Кандалакша. Место Кандалакша известно исследователям с давних времён как поселение корелы; в период новгородского владычества они собирали дань «мягкой рухлядью» с аборигенов края – саамов (лопарей). Кандалакша на западе Белого моря и восточное поселение Варзуга были «отчинами родов корельских» и центрами сбора дани с западной и восточной части Кольского полуострова соответственно. В 1517 г. этот порядок был подтверждён грамотой великого князя Василия III Ивановича. В писцовой книге («Васильевой книге Агалина») в 1574 г. Иоанно-Предтеченская церковь уже не упоминалась, говорилось лишь о монастырском дворе, который в конце XVI в. пребывал в запустении. Но на карте голландского купца Симона ван Салингена 1570 гг. храм на левой стороне реки Нивы присутствует. Кандалакшский монастырь считается наследником более древнего, так называемого Кокуева, монастыря, который появился, как полагают исследователи, в результате миссионерской деятельности преподобного Евфимия Корельского (ум. после 1492 г.?) среди корелы на побережье Белого моря и на Кольском Севере. Впервые информацию о древнем Кокуевом монастыре обобщил в 1836 г. соловецкий архимандрит Досифей (Немчинов): «Кокуев, упразднённый мужский монастырь, находившийся на Белом море, при устье реки Порья, от Усть-Умбы в 50, а от устья реки Нивы в 80 верстах». Самое раннее упоминание этого монастыря сохранилось в «Книге Большого чертежу»: «А от усть реки Порьей, у моря монастырь Кукуев». Усиление в середине XVI в. влияния Московской державы на западные земли Кольского Севера (Кандалакша, Кола, Печенга) позволило перенести Кокуев монастырь из уединённой губы Порья «на усть реки Нивы на наволок», где уже правили царские «кондолошские таможенные целовальники». Экспансия русского населения на побережье Белого моря распространялась с востока на запад. Восточные берега рек изначально назывались «двинскими» и относились к Новгороду. Наличие русского монастыря в Кандалакше играло важную роль в утверждении Российской державы на северных рубежах.

 



 
PR-CY.ru