КАНДАЛАКШСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

К 1608 г. в Кандалакшском монастыре действовали четыре варницы (две – в Лувеньге и две – в Колвице), мельница на реке Лупце, четыре промысловых стана на Западном Мурмане (в Лавышеве, Лок-Наволоке и Кегорах). Увеличилось землевладение: монахи «покупали у кандолашских же жильцов, а иные угодья им даваны по душам» (в поминание усопших). «И всего за пречистенскими старцы Кокуева монастыря старых и новоприбылых 18 луков с полулуком». При Кандалакшском монастыре были «коровий двор», пошивочная мастерская («швальня»), поварня и прочие службы. «Да что оне на море и по тоням и на реки Нивы и по малым речкам и по озерам ловят рыбу красную и белую, и на Мурманском море удят треску и палтус на монастырский обиход, десятые рыбы выделивати не велели, и в Кандалакше на монастырский обиход купити и продати и сменити вольно». В начале XVII в. на реках и по морскому берегу Кандалакшский монастырь владел восемью тонями (участками на берегу с жильём и инфраструктурой рыбного промысла). До конца XVIII в. основным видом промысла Кандалакшской волости оставался лов семги и других видов речной и озёрной рыбы в трёх реках волости: Ниве, Колвице и Лувеньге. В совместном владении «монастыря братии и волости людей» находилось 16 морских луковых тоней. Кандалакшские крестьяне и «пречистенские старцы» занимались промыслом на десятке становищах «Мурманского конца» (берега Баренцева моря). Пожни Кандалакшского монастыря составляли «9 с четвертью лука угодий» и, в основном, располагались на островах Кандалакшского залива. Единичным примером владения земельной собственностью за пределами Кольского уезда являлась «Кехоцкая деревня» – крупный земельный надел в Двинском уезда. В начале XVIII в. при Кандалакшском монастыре был скотный двор с двумя «келейками», действовало пять варниц: в Лувеньгской, Колвицкой, Княжей, Широкой и Кукиной губах; «в тех усольях поставлено 10 изб для приходу работных людей, а приходят в те их усолья работать – дров сечь и соль варить кандалакшские крестьяне и иных волостей всякие люди из найму». По переписи 1712 г., в Кандалакшском монастыре «и в усольях их монастырских работников, кои тружаются из платья, 25 человек да 3 бобыльских дворишка, а в них бобыльков... детей и недорослей 30 человек». Каждое усолье состояло из нескольких хозяйственных заведений. Так, «в Колвицкой губе соляной промысел, в нем двор и кельи и со всем дворовым строением; конюшенный двор, 8 лошадей езжалых со всею конскою снастью. Варница со всем варничным строением и с анбаром соляным, церен (железный противень для выпаривания морской воды), да рогатого скота в том усолье 3 коровы дойных. Медной посуды 8 котлов, 4 меденика, братина да ставчик все красной меди, весом всего 2 пуда 10 фунт. Невод озерной... да 40 сетей, 2 судна озерных, в шалги дров сеченых 1600 сажен». Кандалакшский монастырь имел подворья в Коле, Холмогорах и Вологде – с жилыми постройками, амбарами, банями. Монастырю принадлежали два мореходных судна – «лодь и корелки». Новые промышленные и государственно-экономические условия на Крайнем Севере в конце XVII в. привели к упадку традиционных форм деятельности братии: северная соль «морянка» была вытеснена материковой «пермянкой», рыбный промысел монахов не выдерживал конкуренции с уловом крупных рыболовецких артелей. В результате, как писал игумен Иоаким, «хлебной неотдачи, соляных и морских рыбных промыслишков отбыли, великими долгами обдолжали и в конец погибли» (Российский государственный архив древних актов).

 



 
PR-CY.ru