КОРИНФЯНАМ ПОСЛАНИЯ - Страница 9

Существование ещё одной группы бывших язычников, сохраняющих свои прежние привычки и обычаи под лозунгом «всё мне позволительно» (1 Кор. 6:12), исследователи предполагают для объяснения полемики в главах 6 и 10. Ещё одна группа (уверенных в своём спасении пневматиков), по мнению исследователей, может стоять за упоминаемыми в главе 11 беспорядками при совершении евхаристии. Описанные в главах 12–14 проявления экстатического энтузиазма также соответствуют полемике в первой – четвёртой главах. Комментаторы, поддерживавшие идею множественности оппонентов, видят её подтверждение, прежде всего, в 1 Кор. 15, где упоминаются явно взаимоисключающие взгляды и практики: отрицание Воскресения и «заместительное» крещение, а также автобиографический фрагмент 1 Кор. 15:8–10, который иногда интерпретируется как вызванный ещё одним, не связанным с упомянутыми, направлением полемики – c иудаистами. VII. Лжеапостолы. Одной из важнейших причин, побудивших апостола Павла к написанию 2 Кор., стало появление в Коринфе христианских проповедников, которые в этом Послании называются «лжеапостолами». Об их деятельности апостол узнал от Тита, который пришёл к нему в Македонию из Коринфа с этой и другой тревожными новостями о положении дел в христианской общине этого города. Поэтому в комментаторской литературе предпринималось немало усилий для разъяснения происхождения, идей и целей этих оппонентов апостола. Из кратких характеристик, которые апостол даёт им во Втором Послании, исследователи сделали вывод, что: это христиане (2 Кор. 11:4, 13, 23) иудейского происхождения (2 Кор. 11:22); проповедники (2 Кор. 11:4), претендующие на апостольское достоинство (ср.: 1 Кор. 9:3–5) и на этом основании пользующиеся материальной поддержкой (2 Кор. 11:5–12, 20; 12:13; 2:17) христианских общин, которые они посещают; как странствующие миссионеры (2 Кор. 11:13, 23) они имеют рекомендательные письма от общин, в которых прежде бывали (2 Кор. 3:1; ср.: 12:11–12), и открыто гордятся своими духовными достижениями (2 Кор. 10:17–18; 11:18, 21, 23, 30; 12:1, 11–12); они подрывают авторитет апостола Павла в основанной им общине (2 Кор. 10:2; 12:11; 5:12) и принижают значение его проповеди (2 Кор. 11:3–4, 13–15; ср.: 2 Кор. 4:3–4; 6:15) в такой степени, что сам апостол называет их служителями сатаны (2 Кор. 11:3–4, 13–15). История исследований показывает, что попытки привлечения 1 Кор. к интерпретации 2 Кор. не позволяют в данном вопросе достичь большей ясности. Оппоненты апостола Павла в Посланиях коринфянам не могут быть убедительно отождествлены. По мнению ряда комментаторов, более убедительной является интерпретация, согласно которой «лжеапостолы» из 2 Кор. – это не представители коринфской общины (несмотря на 2 Кор. 10:6), а довольно многочисленная (2 Кор. 2:17; 11:18) группа странствующих миссионеров-проповедников, которые пришли в город со стороны (2 Кор. 3:1; 11:4). Их деятельность в период между написанием 1 Кор. и 2 Кор. привела к значительному изменению ситуации в коринфской общине, в частности, в смысле отношения её членов к личности и проповеди апостола Павла. При этом они могли опираться на уже существующую в общине критику апостола Павла (ср.: 1 Кор. 11:7–12; 12:13–18) и поддерживать критикуемый апостолом излишний духовный энтузиазм (ср.: 1 Кор. 4:8, 12–14 и 2 Кор. 3:7–5, 10).

 



 
PR-CY.ru