КОРИНФЯНАМ ПОСЛАНИЯ - Страница 7

Значительная часть Посланий Коринфянам посвящена полемике, поэтому реконструкцию взглядов и представлений коринфских оппонентов апостола Павла исследователи считают важнейшей задачей интерпретации этих Посланий. При этом ввиду ограниченности материала текстами самих Посланий подобная реконструкция предполагает: выявление в тексте Посланий полемических высказываний, прямо или косвенно передающих опровергаемые идеи и представления, и отделение их от аргументации самого апостола; исследование принадлежности использованных в полемических высказываниях терминов и формулировок к учению апостола или к общему для коринфских христиан кругу понятий; для отдельных элементов учения коринфских оппонентов апостола определение их отношения к локальным и внешним, не коринфским по происхождению практикам и верованиям; решение вопроса о том, имеют ли упоминаемые апостолом проблемы один общий или множество разных источников. I. Христиане из язычников и из иудеев. Ещё в первой половине XIX в. Фердинанд Кристиан Баур видел в первом Послании коринфянам (как и во всём древнем христианстве) конфликт христиан из язычников с христианами из иудеев, для которых авторитет апостола Петра в силу его принадлежности к числу 12 избранных учеников Иисуса (ср.: 2. Кор. 10:7) был значительно выше авторитета апостола Павла. В рамках этой гипотезы Аполлос и его последователи рассматриваются как сторонники апостола Павла, признающие его апостольский авторитет. Эта точка зрения представлена в наиболее развитом виде в работах ряда британских исследователей XX в. Придерживающиеся её комментаторы опираются, главным образом, на рассуждения апостола Павла об апостольском достоинстве (1 Кор. 3:10–17; 9:1–3), в которых они усматривают полемику с апостолом Петром. Слабой стороной таких толкований исследователи считают отсутствие в Послании явной антииудейской полемики, а также трудности, возникающие при объяснении с этих позиций рассуждения апостола Павла об идоложертвенной пище в 1 Кор. 8, где «знающие», которые вкушают идоложертвенное без осквернения, противопоставлены воздерживающимся от него «немощным». II. Гностики до гностицизма. Согласно другому направлению, христиан, называвших себя, по словам апостола Павла, «Христовыми», исследователи отличают от считавших себя последователями апостола Петра. Под первыми исследователи  понимают крайних иудеохристиан, стремившихся сделать христианское учение привлекательным для образованных язычников путём использования в проповеди элементов популярной философии. Именно это направление апостол Павел подвергает критике, говоря о недопустимости смешения Евангелия с человеческой мудростью (1 Кор. 1–3). Поэтому некоторые комментаторы видели в этих проповедниках «гностиков до гностицизма». Это направление в интерпретации Послания сформировалось уже в конце XIX в. и развивалось рядом исследователей древнего христианства. III. Либертинисты. По ещё одной интерпретации, «партию» «Христовых» исследователи соотносят с теми членами коринфской общины, с которыми апостол Павел полемизирует в 2 Кор. 1–12. Это – принявшие христианство иудеи (ср.: 2 Кор. 11:22), для которых характерно радикальное понимание проповеди о свободе и о «познании» – как о пути ко Христу (ср.: 2 Кор. 11:6). На основе этих предположений получает объяснение совокупность точек зрения, с которыми ведётся полемика в 1 Кор. Это не только особое отношение к «познанию», но и проявления половой распущенности (1 Кор. 5–6), соседствующие с чрезмерным аскетизмом (1 Кор. 7), и отрицание Воскресения (1 Кор. 15). Стоящие на таких позициях комментаторы нередко считают основой взглядов коринфских оппонентов апостола так называемую осуществлённую эсхатологию (ср.: 1 Кор. 4:8).

 



 
PR-CY.ru