КОРИНФЯНАМ ПОСЛАНИЯ - Страница 48

Древнейшая традиция комментирования Посланий Коринфянам – александрийская. Самый ранний (написан до 244 г.) известный комментарий на Первое Послание Коринфянам принадлежит Оригену (он сохранился только во фрагментах в латинском переводе Руфина). Также фрагментарно дошли до настоящего времени комментарии на Первое Послание Коринфянам и Второе Послание Коринфянам Дидима Александрийского и Кирилла Александрийского. Исследователям известны схолии на Второе Послание Коринфянам, сохранившиеся под именем Афанасия Александрийского. Из авторов, принадлежащих к антиохийской традиции, Послания Коринфянам комментировали: Иоанн Златоуст (ему принадлежат хорошо известные исследователям циклы гомилий, в которых разъясняются оба Послания полностью), а также множество проповедей, посвящённых отдельным местам из них; Габальский епископ Севериан, современник и противник Иоанна Златоуста, участник Собора «при Дубе», – автор фрагментарно сохранившихся комментариев на Первое Послание Коринфянам и Второе Послание Коринфянам, где он обращается, в основном, к актуальным для своего времени вопросам тринитарной и христологической полемики; Феодорит, епископ Кирский, – его комментарии – в составе комментариев на 12 Посланий апостола Павла; Феодор Мопсуестийский составил толкования на Послания Коринфянам, сохранившиеся во фрагментах на греческом и сирийском языках. Также исследователям известны гомилия Григория Нисского на Второе Послание Коринфянам (2 Кор. 4:13), фрагменты комментариев на Послания Коринфянам Геннадия Константинопольского и фрагментарные комментарии на Послания Коринфянам, сохранившиеся под именем Икумения. На латинском Западе традиция комментирования Посланий Коринфянам начинается с толкований, дошедших под именем Амброзиастера. Разделения в коринфской общине автор считает плодом деятельности лжеапостолов. По его мнению, позднейшие ереси и расколы, начиная с Маркиона, связаны с этими конфликтами генетически. Эти же взгляды развивает Пелагий, труды которого широко использовались в более поздних толкованиях, например, в комментариях, сохранившихся под именем Примазия Адруметского и Седулия Скота. На ту же традицию опирался и Пётр Ломбардский, чьи труды стали основой схоластического богословия и экзегезы. В русской традиции комментарии на Послания Коринфянам были составлены Феофаном Затворником.



 
PR-CY.ru