КОРИНФЯНАМ ПОСЛАНИЯ - Страница 5

Как следует из Посланий апостола Павла, в большинстве своём члены коринфской общины по происхождению и воспитанию были язычниками, но были и обращённые иудеи. Среди бывших язычников могли быть также как симпатизировавшие иудаизму «боящиеся Бога», так и прозелиты, а принявшие Христа иудеи, как следует из истории Аполлоса, были причастны к эллинистической культуре. Обращаясь к коринфским христианам, апостол напоминал, что до принятия крещения они были идолопоклонниками (1 Кор. 12:2; ср.: 2 Кор. 12:21). Набор пороков, упоминаемых апостолом (обращение в светские суды – 1 Кор. 6:1–8; половая распущенность – 1 Кор. 6:9–11, 12–20; 7:1–2; участие в культовых трапезах – 1 Кор. 8), наиболее естественно объясняется исходя из языческого прошлого адресатов. Предостережения в 1 Кор. 10 также обращены к бывшим язычникам. Наконец, сбор средств, об организации которого апостол даёт указания в 1 Кор. 16:1–4, по его словам, есть обязанность бывших язычников по отношению к членам иерусалимской общины (Рим. 15:26–27). Стефана, одного из первых, кто был обращён апостолом Павлом в Коринфе (1 Кор. 1:16; 16:15), комментаторы, как правило, считают бывшим язычником. Среди коринфских христиан были и принявшие крещение иудеи (Деян. 18:1–11). Это Акила и Прискилла, Крисп, возможно, Луций (Рим. 16:21), а также Сосфен (1 Кор. 1:1), если отождествлять его с начальником коринфской синагоги из книги «Деяния святых апостолов» (Деян. 18:17). «Многие из Коринфян», крестившихся, согласно «Деяниям святых апостолов», в одно время с Криспом, по мнению одних исследователей, были посещавшими синагогу «боящимися Бога», т.е. язычниками, которые симпатизировали иудаизму, как Тит Иуст (Деян. 18:7); по мнению других – они могли быть не связанными с синагогой язычниками, вроде Стефана и Гаия. Сам же апостол называет «призванными» «иудеев и эллинов» (1 Кор. 1:24), «обрезанного» и «необрезанного» (1 Кор. 7:18). Говоря о своей миссии, он подчёркивал, что проповедь его обращена к иудеям и язычникам (1 Кор. 9:19–22). Апостол призывал не подавать соблазна «ни иудеям, ни эллинам» (1 Кор. 10:32). Иудеи и эллины крещены «одним Духом» и «в одно тело» (1 Кор. 12:13). При этом все упоминаемые в Новом Завете имена коринфских христиан, в том числе и христиан из иудеев, являются греческими или латинскими. Количественное соотношение латинских – Луций (Рим. 16:21), Гаий (1 Кор. 1:14; Рим. 16:23), Фортунат (1 Кор. 16:17), Тертий (Рим. 16:22), Кварт (Рим. 16:23), Тит Иуст (Деян. 18:7), иудеи Акила и Прискилла (1 Кор. 16:19; Деян. 18:2, 18) – и греческих имён – Фива (Рим. 16:1), иудеи Иасон и Сосипатр (Рим. 16:1), Ераст (Рим. 16:23), Стефан (1 Кор. 16:15), Ахаик (1 Кор. 16:17), иудей Крисп (Деян. 18:8; 1 Кор. 1:14), Хлоя (1 Кор. 1:11), иудей Аполлос (Деян. 18:24–26; 1 Кор. 1:12–14; 16:12) – соответствует тому, что исследователям известно об этнокультурном и о социальном составе населения Коринфа того времени. В целом эта картина не противоречит истории основания коринфской общины, как она известна исследователям по книге «Деяния святых апостолов» и Посланиям самого апостола. Перемещение центра проповеднической активности апостола Павла из коринфской синагоги, где он не добился значительных успехов, в дом Иуста привело и к переменам в составе аудитории: в ней стали преобладать люди, рождённые и воспитанные в языческой культуре. В какой мере среди них были представлены «боящиеся Бога» (ведь дом Иуста находился в непосредственной близости к синагоге), остаётся для исследователей спорным вопросом.

 



 
PR-CY.ru