КОРИНФЯНАМ ПОСЛАНИЯ - Страница 6

В Первом Послании Коринфянам (1:10–4:21) апостол Павел упоминает и комментирует ряд проблем и связанных с ними конфликтов, возникших в коринфской общине вскоре после её основания. Эти споры и разделения, по его словам, проявлялись, в частности, в предпочтении разными группами христиан одних авторитетов другим: «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин», «а я Христов» (1 Кор. 1:12). Поэтому в европейской комментаторской традиции XIX–XX вв. «Первое Послание коринфянам» (1 Кор.) и отчасти «Второе Послание коринфянам» (2 Кор.) нередко рассматриваются в зависимости от существования этих «партий», одна из которых выступала преимущественным оппонентом апостола Павла и его сторонников. I. «Партии». «Я Христов». Из всех упомянутых апостолом «партий», сформировавшихся в коринфской общине, наиболее загадочной исследователи считают ту, члены которой, по его словам, именовали себя «Христовыми». Её упоминание на последнем месте заставляет комментаторов интерпретировать эти слова как не принадлежащую автору Послания глоссу, т.е. позднюю вставку в новозаветный текст, или как авторскую иронию, доводящую до абсурда наличие трёх первых партий и потому не подразумевающую действительного существования такой партии. Однако ряд исследователей настаивают на том, что это обозначение указывает на действительно существовавшую группу в составе коринфской общины. К ней принадлежали те, кто не признавали никого из апостолов в качестве посредника между ними и Христом, что подтверждается высказыванием апостола Павла: «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – всё ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий» (1 Кор. 3:22–23). По мнению некоторых комментаторов, последователи именно этой партии составляли основу оппозиции апостолу Павлу в коринфской общине (ср.: 2. Кор. 10:7). II. «Я Кифин». Другие отождествляют противников апостола в Коринфе с теми, кто называли себя последователями апостола Петра. Слабым местом этой теории исследователей считают отсутствие каких-либо свидетельств посещения Коринфа апостолом Петром. Это не исключает возможности посещения Коринфа проповедниками из общин, основанных апостоллом Петром, но убедительных свидетельств того, что эти люди инициировали или возглавили там оппозицию апостолу Павлу, также не существует, а те места 1 Кор., на которые опираются сторонники этой точки зрения, находят не менее убедительную интерпретацию в рамках теории (1 Кор. 3:10–17), представляющей основным конфликтом 1 Кор. противостояние между сторонниками апостола Павла и Аполлоса. III. «Я Аполлосов». Аполлос упоминается во всех случаях, когда в 1 Кор. перечисляются имена проповедников, с которыми ассоциировали себя сторонники коринфских «партий» (1 Кор. 1:12; 3:4–6, 22–23; 4:6 – в отличие от Христа и Петра, встречающихся в этих контекстах только по одному разу: 1 Кор. 1:12 и 3:22–23). Поэтому наиболее часто комментаторы рассматривают полемику в 1 Кор. 1–4 как проявление конфликта между сторонниками Аполлоса и последователями апостола Павла или даже между самими проповедниками.

 



 
PR-CY.ru