КОРИНФЯНАМ ПОСЛАНИЯ - Страница 2

В то же время географическое положение города благоприятствовало развитию торговли и ремёсел, что наряду с Истмийскими играми создавало условия для роста благосостояния его граждан и привлекало в Коринф новых жителей. Помимо римских колонистов, основной массы горожан, новый Коринф, как крупный и богатый город, притягивал переселенцев (метеков) из Египта, Малой Азии, Сирии и других регионов Средиземноморья, привносивших в его культурную и религиозную атмосферу своеобразие своих национальных верований и традиций. Иудейская община в Коринфе, как полагают исследователи, также состояла из переселенцев (в том числе и из Рима – после 49 г. н.э. вследствие эдикта императора Клавдия). Античные авторы, оставившие описания Коринфа того времени, о ней не упоминают. Но наличие иудейской общины в соседнем с Коринфом городе Сикионе предполагается в 1 Макк. 15:23, а Филон Александрийский упоминает об иудейской диаспоре «в Фессалии, Беотии, Македонии, Этолии, Аттике, Аргосе, Коринфе и в большинстве лучших мест Пелопоннеса». В исследовательской литературе в связи с историей иудейской общины Коринфа нередко упоминается греческая надпись, которую исследователи читают как «синагога евреев». Надпись расположена на мраморном блоке (0,93×0,42×0,22 м), найденном в Коринфе на дороге в Лехей в 1898 г., и многие комментаторы считают её фрагментом (блоком-перемычкой дверного проёма) коринфской синагоги, упоминаемой в книге «Деяния святых апостолов» (Деян. 18:4). В то же время некоторые исследователи высказывали сомнения в этой атрибуции, поскольку оснований для точной датировки надписи нет, и относиться она может к значительно более позднему времени. Важнейшей чертой сформировавшегося таким образом населения нового Коринфа было разнообразие – социально-экономическое, этническое, культурное и религиозное. В городе были представлены не только традиционные греческие, но и целый ряд иноземных культов, о чём свидетельствуют фрагменты храмов и святилищ, обнаруженные археологами на городском форуме и за его пределами. В римское время было восстановлено несколько древних святилищ. К их числу исследователи относят храм покровительницы города Афродиты на Акрокоринфе, а также святилища Асклепия и храм Афины Халинитис к северу от форума. К западу от форума сохранились фрагменты ряда небольших храмов римского времени. Один из них (так называемый храм Е), согласно Павсанию, был посвящён сестре императора Августа Октавии (однако в литературе рассматриваются и другие версии посвящений). К востоку от форума располагалась базилика Юлия – святилище династии Юлиев, основателей римского Коринфа. Около 54 г. н.э., вскоре после визита апостола Павла в Коринф, по инициативе властей провинции и с одобрения императора и римского сената в городе был установлен культ императора. Этот культ, поддерживаемый Ахейским союзом, был формой выражения лояльности к римской власти и заключался в ежегодных празднествах, проходивших в Коринфе. Согласно Павсанию, вдоль дороги, ведущей из города на Акрокоринф, располагались священные участки, посвящённые Исиде Египетской, Исиде Пелагии и Серапису, а также жертвенники Гелиосу и храмы Ананки, Биа и «Матери богов». Помимо этого в Истмии поклонялись Посейдону, храм которого служил центром празднеств, связанных с Истмийскими играми, а в соседних с Коринфом Кенхреях (как свидетельствуют археологические находки) были святилища Афродиты, Посейдона, Асклепия и Исиды Египетской. Таким образом, в Коринфе римского времени были культы не только традиционных для этого региона языческих божеств, но и специфические римские, а также верования, сформировавшиеся в других средиземноморских регионах, прежде всего, в Египте (Исида, Серапис), проникшие сюда с торговцами и переселенцами (Нептун, Юпитер, Венера). В таком окружении существовали и взаимодействовали с ними и друг с другом иудейская и христианская общины Коринфа в этот период.

 



 
PR-CY.ru