КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ, Петрова Ксения Григорьевна - Страница 9

На листе с изображением Ксении Петербургской на строительных лесах автор представил согбенную фигуру святой, поднимающейся наверх, на фоне кирпичной стены с аркой, через которую видны могильные кресты Смоленского кладбища, таким образом обозначив место действия. На иконе письма Михаила Михайловича Осипенко из церкви апостола Иоанна Богослова на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге (около 2005 г.) в правой руке блаженная держит «грошик» – монету времени императрицы Екатерины II (к иконе приложена антикварная монета, 1771 г.). Этот образ был назван настоятелем церкви апостола Иоанна Богослова протоиереем Геннадием Беловоловым и прихожанами иконой Ксении Петербургской «с царём на коне» (по словам самой юродивой). Исследователям известно несколько живописных работ, где Ксения Петербургская изображена в реалистической манере, напоминающей портрет. Произведениями такого типа исследователи называют иконы санкт-петербургских художников Дмитрия Николаевича Хомякова (2014 г., частное собрание; святая изображена в камзоле в рост на фоне Смоленской церкви) и Евгения Выпова (мастерская «Северный Афон»; полуфигура в камзоле на золочёном фоне с чеканкой), ростовой образ мастерской Ильинской, поясная икона на тёмном фоне из часовни великомученика Пантелеимона в Санкт-Петербурге, созданная Аркадием Олеговичем Педаясом в 2002 г. На одном изображении святая без нимба в красном платке и синей кофте показана на фоне вечернего неба и горного пейзажа с церковью. К этому же направлению исследователи относят монументальные росписи с фигурой Ксении Петербургской в соборе апостолов Петра и Павла в Симферополе и в церкви святителя Николая Чудотворца в посёлке Смышляевка Волжского района Самарской области (1995–1997 гг., мастерская «Сфера» под руководством Сергея Васильевича Саксонова). Николай Парфенович Комаров написал картину с молящейся коленопреклонённо в поле святой, которую поддерживает ангел. Похожая композиция, куда включён образ ангела, укрывающего подвижницу своими крыльями, помещена на стене трапезной одного из монастырей; рядом расположен сюжет с участием Ксении Петербургской в строительстве Смоленской церкви. Появились циклы книжных иллюстраций к Житию святой. В монументальной живописи исследователям известны, например, поясные образы Ксении Петербургской в круглых медальонах, созданные зарубежными мастерами, ростовой образ в необычном одеянии (белая юбка расписана орнаментом под ситец) на стене северного придела нижней церкви преподобного Сергия Радонежского храма Коневской иконы Божьей Матери в посёлке Сапёрное Ленинградской области. В нише на фасаде церкви святителя Иоанна Златоуста Никольского мужского монастыря в Старой Ладоге в 2013 г. Светлана Евгеньевна Большакова выполнила акриловой темперой роспись с изображением блаженной в рост с белым голубем на ладони. Широкое распространение получили современные иконы, на которых образ Ксении Петербургской находится в единой композиции с образами других святых, например, небесных покровителей Санкт-Петербурга – благоверного великого князя Александра Невского, праведного Иоанна Кронштадтского, священномученика Вениамина Петроградского, преподобного Серафима Вырицкого (икона 2005 г. письма С.Е. Большаковой для церкви равноапостольной Марии Магдалины в Павловске); с образом равноапостольной Нины, панорамой города на заднем плане и иконой Божьей Матери «Отрада или Утешение» (работа Светланы Богатовой); с изображениями тезоименитых святых семьи заказчика (икона мастерской Екатерины Ильинской); в группе святых жён (образ «Все святые земли нашей, молите Бога о нас» письма Светланы Богатовой, собор апостолов Петра и Павла в Петергофе).

 



 
PR-CY.ru