КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ, Петрова Ксения Григорьевна - Страница 8

На иконе екатеринбургского мастера Татьяны Фёдоровны Водичевой из иконостаса церкви во имя Новомучеников Российских на месте убиения представителей Дома Романовых близ Алапаевска (около 2001 г.) святая написана на серебряном фоне. Образ создан для диаконских врат (исследователи готовы этим объяснить выбор условного фона без обозначения места действия; однако благодаря напряжённому красноватому колориту, контрастирующему с голубым фоном и пробелами на одеждах, и явно подчёркнутому рисунку посоха отчётливо звучат мотивы странничества и мученичества). Вторая группа икон особенно многочисленна и разнообразна. По мнению исследователей, тема молитвенного общения блаженной с благословляющим её Иисусом Христом наиболее ярко выражена на часто воспроизводившейся московской иконе 1990 гг. кисти Ирины Владимировны Волочковой (церковь святителя Николая Чудотворца в Клённиках). Ксения Петербургская представлена вполоборота влево, левой рукой опирается на посох, правую протягивает к Спасителю в облаках, задний план ограничен крепостной стеной, возвышающейся над рекой. Отличительной чертой этой иконы исследователи называют повышенную эмоциональность, создающую образ пламенной молитвы. Аналогичная тема, выраженная более скупыми стилистическими средствами, раскрывается на иконе 2005 г. ярославского мастера Руслана Владимировича Ковалевского. Образ ориентирован на древнюю новгородскую иконопись и построен на контрастности цветового решения (красный фон, яркие сине-голубые небесные сферы); фигура Христа максимально приближена к святой. На своеобразной по композиции и художественным качествам иконе, выполненной в стилистике ярославской или палехской иконописи, Ксения Петербургская предстоит вполоборота вправо образу Пресвятой Богородицы с Младенцем в облаках. Несмотря на декоративную стилизацию, изображения Смоленской церкви и часовни узнаваемы. В похожей манере выполнена икона 2003 г. работы Светланы Богатовой (на заднем плане – силуэт Петропавловской крепости). Иконы третьего типа исследователи встречают реже, т.к. они требуют от иконописца умения передать особое психологическое состояние минимальными средствами. К ним исследователи относят упоминавшийся зарубежный образ Ксении Петербургской со сложенными на груди руками, повторенный в мозаике (2002 г., художник Андрей Юрьевич Синица) на фасаде часовни Ксении Петербургской. На иконе, выполненной мастером из Джорданвилла, Ксения Петербургская изображена на золочёном фоне в зелёной кофте и белом платке на склонённой к левому плечу голове, правая рука возле сердца, левая сжимает рукоять посоха. Более умиротворённым состоянием отличается облик блаженной на иконе 2010 г. письма Дмитрия Евгеньевича Селиванова (частное собрание в Финляндии). Один из редких иконографических вариантов представлен на иконе 2008 г. мастера Георгия Панайотова (частное собрание), посвящённой важному моменту из Жития Ксении Петербургской – её помощи в строительстве Смоленской церкви. Одной рукой она укладывает кирпич в стену строящегося храма, другая рука поднята к небесам: таинственное присутствие горнего мира обозначено облаками, откуда на блаженную изливаются лучи благодати.

 



 
PR-CY.ru