КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ, Петрова Ксения Григорьевна - Страница 5

На страницах газеты «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» (1847 г.) было дано описание облика Ксении Петербургской. Наиболее ранние изображения блаженной известны исследователям на эстампах и книжных репродукциях конца XIX в. На одной из хромолитографий (Государственный русский музей) Ксения Петербургская представлена в рост в зелёной кофте и красной юбке, обута в стоптанные чёрные башмаки, на голове тёмный платок, пальцы правой руки сложены в крестном знамении, левая опирается на посох. На заднем плане – Смоленское кладбище с церковью в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Стиль рисунка напоминает исследователям народный лубок. Подобное изображение воспроизводится на хромолитографиях 1912 г. разного формата, напечатанных в мастерской Киево-Печерской лавры (Российская государственная библиотека). Из чёрно-белых изображений одно исследователи считают выполненным с прижизненного образа Ксении Петербургской, оно принадлежало праведному Иоанну Кронштадтскому. Блаженная нарисована с посохом в руках, в тёмной кофте и более светлой юбке, голова покрыта белым платком. Лицо измождённое, с проницательным взглядом. Фоном для фигуры служит булыжная мостовая и арка с деревянными воротами. Похожий по композиции санкт-петербургский эстамп (1891 г., типография В.С. Балашёва; Российская государственная библиотека, Государственный музей истории религии), согласно подписи, является собственностью издателя; хромолитография с такой же надписью 1901 г. (мастерская Штадлера и Паттинота в Санкт-Петербурге; Российская государственная библиотека) решена в светлых тонах, заключена в рамку иконного типа. К тому же изводу исследователи относят изображение Ксении Петербургской на печатном листе 1901 г.; оно расположено в верхней части между столбцами обширного текста (санкт-петербургская типография В.Д. Смирнова, издание В. Максимова; Российская государственная библиотека). Подробные иллюстрации к событиям из жизни Ксении Петербургской помещены в её первом жизнеописании. На них блаженная предстаёт пожилой женщиной небольшого роста в платке, мешковатой кофте и изношенной юбке, с посохом в руке. Впоследствии некоторые из композиций послужили основой для разработки житийных клейм на иконах святой. Исследователям известно, что изображения Ксении Петербургской тайно распространялись среди верующих и в советское время, когда власти старались пресечь её почитание. Исследователи полагают, что среди этих рисунков также был лист, на котором блаженная изображена в рост, с почти иконописной разделкой одежды, но с реалистической трактовкой лика и рук и особенно фона – Смоленского кладбища с церковью в окружении разросшихся деревьев. Первые иконописные образы Ксении Петербургской были разработаны в конце 1970 гг. иконописцами мастерской Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США) в связи с её канонизацией РПЦЗ. На поясной иконе начала 1980 гг. письма протоиерея Феодора Юревича из города Эри (штат Пенсильвания, США) Ксения Петербургская представлена в военном мундире (костюме умершего мужа) и белом платке с выбившимися из-под него седыми прядями волос.

 



 
PR-CY.ru