КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ, Петрова Ксения Григорьевна - Страница 6

У неё покрытое морщинами суровое лицо (в соответствии с изображениями конца XIX – начала XX вв.), левая рука лежит на посохе, пальцы правой сложены для крестного знамения возле груди. Известность приобрёл также поясной образ блаженной вполоборота вправо со сложенными на груди крестообразно руками. Аналогичная икона была пожертвована в Смоленскую церковь на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге сразу после прославления Ксении Петербургской в России. Иконы Ксении Петербургской в России стали писать незадолго до её канонизации. Так, на иконе 1987 г. работы Игоря Васильевича Кислицына (собственность автора) святая одета в бордовую кофту и красное платье, на голове белый платок, правой рукой благословляет, в левой держит посох; фон охристый. Существенным отличием от многих ростовых изображений Ксении Петербургской исследователи называют динамичную постановку фигуры в стремительном широком шаге. Стиль письма ориентирован на древние псковские и новгородские образцы. Икона к прославлению Ксении Петербургской была написана в древнерусской стилистике иконописцем Ириной Владимировной Волочковой (реставрационно-иконописная мастерская Данилова монастыря в Москве под руководством Ирины Васильевны Ватагиной; ризница Свято-Данилова монастыря). Прямоличная полуфигура святой в тёмно-бордовой кофте и зелёном платье помещена на золотом фоне, её правая рука возле груди, левая опирается на посох, из-под светло-зелёного плата выбиваются седые пряди волос. К торжествам канонизации для восстановленной часовни Ксении Петербургской на Смоленском кладбище иконописцем А.Б. Прокофьевой был создан образ, ставший одним из самых любимых в России. Работа над ним началась по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера; впоследствии патриарх Московский и всея Руси) задолго до прославления Ксении Петербургской. Исследователи не сомневаются, что образ восходит к упомянутым рисункам и эстампам конца XIX – начала XX вв. Блаженная изображена на фоне Смоленской церкви и часовни на кладбище в зеленовато-оливковой кофте и красноватой юбке, седовласую голову покрывает завязанный впереди узлом белый плат, в левой руке посох с характерным навершием, как и на иллюстрациях в книге протоиерея Евгения Рахманина 1908 г. В отличие от образа на рисунках блаженная выглядит более молодой и умиротворённой. Живопись исполнена в традициях древнерусского искусства. В Смоленском приходе почитаются также два поясных образа Ксении Петербургской: один относится к изводу, разработанному в РПЦЗ, другой ориентирован на созданную к прославлению икону, но отличается от неё по колориту. Этот образ, написанный монахом Русского монастыря великомученика Пантелеимона на Афоне Ефремом (Макаровым), был подарен к 100-летию Смоленской церкви полномочным представителем Президента РФ, позже губернатором Санкт-Петербурга Георгием Сергеевичем Полтавченко. Немного иной ростовой тип Ксении Петербургской представлен на иконе 1990 г. работы Л.И. Мининой, выполненной по заказу Художественно-производственного объединения РПЦ. Блаженная обращена в молении к благословляющей деснице Спасителя в сегменте неба. На фоне воспроизведены Дворцовая площадь с Зимним дворцом и Александровской колонной, река Нева и Петропавловская крепость Санкт-Петербурга.

 



 
PR-CY.ru