КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ, Петрова Ксения Григорьевна - Страница 7

В том же году Л.И. Минина создала поясную икону Ксении Петербургской со скрещенными на груди руками. Святая изображена на серо-голубом фоне в пурпурной кофте с голубыми пробелами, из-под светлого платка падают на плечи несколько вьющихся прядей волос с проседью. В дальнейшем изображения Ксении Петербургской в молитве или предстоянии перед Иисусом Христом, Пресвятой Богородицей, благословляющей десницей Господней появились в многочисленных вариантах. В этом ряду исследователи выделяют икону, изготовленную в московской мастерской Екатерины Борисовны Ильинской, где святую благословляют одновременно и Спаситель, и Богородица с Младенцем в небесном сегменте (святая написана босиком). Одна из первых житийных икон Ксении Петербургской была создана Еленой Ивановной Василёвой в 2003–2004 гг. в качестве дипломной работы в Санкт-Петербургском православном институте религиоведения и церковных искусств при Успенском подворье Оптиной пустыни. Затем образ был передан в церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» в Санкт-Петербурге. Блаженная изображена в рост с посохом в правой руке, левая развёрнута ладонью к зрителю. Одежды на Ксении Петербургской (красный гиматий и зелёный хитон) напоминают одеяния древних христианских святых. Слева и справа от фигуры расположено восемь житийных клейм: принятие Ксенией Петербургской подвига юродства; моление блаженной в поле; предсказание о смерти императора Ивана Антоновича; помощь в обретении ребёнка; строительство Смоленской церкви и др. Композиционно близкий вариант с десятью клеймами исследователи встречают на храмовой иконе из иконостаса церкви во имя Ксении Петербургской в Клину (2002 г.). Иначе решён житийный образ письма Светланы Богатовой (2003 г., частное собрание), исполненный в традициях ярославской иконописи. Небольшие по масштабу житийные сюжеты располагаются не в клеймах, а в пространстве средника на пейзажном и архитектурном фоне по сторонам центральной фигуры. Ксения Петербургская изображена в молении под образом Святой Троицы Ветхозаветной в облаках. Она относительно молодая, без посоха, в энергичном движении, переданном развевающимися складками одежд с «золотопробельными» разделками. Последовательность житийных сцен читается против часовой стрелки: моление блаженной в поле; обретение ребёнка; строительство храма; погребение святой. Среди разных изводов и композиционных вариантов (поясной образ, ростовой, житийный) исследователи выделяют группы произведений, объединённых духовной трактовкой образа Ксении Петербургской. Условно исследователи их определяют таким образом: матушка-странница (с посохом в руке, часто на фоне Смоленской церкви или города), матушка-молитвенница (в позе молитвы ко Господу или Пресвятой Богородице), матушка-утешительница (лик блаженной приближен к зрителю, руки сложены на груди либо в одной из них посох).  К наиболее характерным произведениям первой группы исследователи относят выполненный маслом на холсте образ из иконостаса придела во имя Ксении Петербургской Смоленской церкви (1990 гг., иконописец Аркадий Олегович Педаяс) и образ в темперной технике из собора апостола Андрея Первозванного в Санкт-Петербурге (2004 г., иконописец Георгий Викторович Гашев).

 



 
PR-CY.ru