КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ, Петрова Ксения Григорьевна - Страница 4

Ни на одной из могил Смоленского кладбища не служили столько панихид, сколько на могиле подвижницы. В часовне находилась большая икона Распятия Спасителя, на стенах – иконы, пожертвованные посетителями, в том числе две в серебряных окладах от князя Николая Фёдоровича Масальского, переданные перед отъездом на Русско-турецкую войну 1877–1878 гг. При часовне дежурил сторож, который продавал свечи и смотрел за чистотой. По желанию посетителей он давал знать очередному священнику о просьбах отслужить панихиду. Часовня была открыта каждый день во время обедни, а в праздники и летом – целый день. В 1901–1902 гг. над могилой возвели новую часовню (архитектор Александр Александрович Всеславин). Осенью 1901 г. Хозяйственное управление при Синоде дало официальное разрешение «на сбор пожертвований в память известной по всей Руси подвижницы, силу молитвы которой испытали очень многие из обращавшихся к ней за помощью». В 1903 г. в Санкт-Петербурге в память Ксении Петербургской был построен дом трудолюбия для женщин духовного звания, получавший субсидии от кладбищенской Смоленской церкви. По преданию, Ксения Петербургская почиталась в царской семье: её молитвами был исцелён будущий император Александр III Александрович. Супруга наследника (впоследствии императрица Мария Фёдоровна) назвала родившуюся в 1875 г. дочь именем Ксения. В 1924 г. часовня была передана «в бессрочное бесплатное пользование» обновленцам, которые пытались представить Ксению Петербургскую «другом трудящихся» и «противником богачей». Однако к концу 1930 гг. власти решили отобрать часовню и у обновленцев. В июне 1938 г. Управление благоустройства обратилось к председателю Ленсовета с предложением немедленно ликвидировать часовню, поскольку она «может служить не только предметом распространения религии, а пунктом организации и сборищ контрреволюционных и шпионских организаций, ибо в этих записках (которые писались верующими на стенах часовни) трудно разобраться, кто их пишет и что это значит». Следующий «сигнал» поступил в сентябре 1939 г. – это было заявление работника Леноблпотребсоюза С.Е. Максимова секретарю Ленинградского горкома ВКП(б) Алексею Александровичу Кузнецову о надписях на стенах часовни. А.А. Максимов приводил образцы надписей: «Дорогая Ксения Блаженная, помоги стать учительницей», «поступить в техникум», «помоги, чтобы Костя любил и в семейной жизни было хорошо», «умилосерди сердце прокурора», и даже «Дорогая Ксения Блаженная, помоги сдать зачёт по истории партии». В сентябре 1940 г. часовня и Смоленская церковь были закрыты. 8 февраля 1947 г. часовня и храм были вновь открыты после рапорта благочинного городских церквей Ленинграда протоиерея Николая Ивановича Ломакина, писавшего о массовом почитании часовни и указывавшего на то, что её необходимо передать верующим в память горожан, погибших в годы блокады и похороненных на Смоленском кладбище. В 1949 г. на личные средства патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) в часовне провели реставрационные работы, а на средства прихожан установили белое мраморное надгробие. К 1962 г. часовню вновь закрыли. В 1987 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий II (Ридигер; впоследствии патриарх Московский и всея Руси), глубоко почитавший Ксению Петербургскую, освятил часовню, и её открыли для посещения верующими. Торжественная канонизация блаженной Ксении Петербургской произошла на архиерейском Синоде Русской православной церкви за границей 23–24 сентября 1978 г. и на поместном Соборе Русской православной церкви в 1988 г. Существует множество описаний чудес по молитвам к блаженной, в том числе бытового свойства (помощь в замужестве, судебных делах, определении детей на учёбу, получении работы). Ксения Петербургская стала первой Петербургской святой и первой блаженной, через свойственный Древней Руси подвиг юродства продолжившей традицию русской святости в Синодальный период.

 



 
PR-CY.ru