КАССИРЕР Эрнст - Страница 9

Впоследствии Эрнст Кассирер продолжал работу над сочинением: в 1920 г. опубликовал третий том, в котором предметом исследования стала посткантовская немецкая философия: философские системы Фридриха Генриха Якоби (1743–1819 гг.), Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814 гг.), Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775–1854 гг.), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.), Артура Шопенгауэра (1788–1860 гг.), Иоганна Фридриха Гербарта (1776–1841 гг.), Якоба Фридриха Фриза (1773–1843 гг.). Рассматривая эти системы, прежде всего, в качестве дальнейшего развития проблемных областей, обозначенных в кантовской философии, Эрнст Кассирер стремился выявить существующие между ними взаимосвязи и продемонстрировать логику постепенного развёртывания различных идеалистических теорий познания. Основной недостаток идеалистических систем он видел в «панлогизме», в постулировании автономии спекулятивного разума, в потере ориентированности на научную картину мира как на базис для философского осмысления реальности и в возникающем отсюда «иррационализме». Над четвёртым томом «Проблемы познания...» Эрнст Кассирер работал в Швеции в 1930 гг.; хотя он завершил рукопись, том вышел в свет уже после его смерти: в 1950 г. в США был опубликован английский перевод под заглавием «Проблема познания: Философия, наука и история после Гегеля» («The Problem of Knowledge: Philosophy, Science, and History since Hegel»), а в 1957 г. в Германии был издан немецкий оригинальный текст. Обращаясь в четвёртом томе к рассмотрению философских интерпретаций проблем познания в философии XX в., Эрнст Кассирер отказался от прежнего принципа работы с текстами отдельных философов и вместо этого предложил анализ проблематики, возникавшей при попытках философского осмысления научного познания в различных областях: математике и физике, биологии, исторической науке. Уже сам метод подачи материала демонстрирует серьёзные изменения в восприятии Эрнстом Кассирером проблемы познания: отказавшись от идеи о том, что можно предложить учение о познании, единое для всех наук, он обратился к исследованию многообразия познавательных парадигм. Если в «Проблеме познания...» и других ранних сочинениях Эрнст Кассирер выступал в большей степени как историк философии, чем как самостоятельный философ, и анализировал взаимосвязь науки и философии на историческом материале, то опубликованное в 1910 г. сочинение «Понятие о субстанции и понятие о функции» («Substanzbegriff und Funktionsbegriff»; присоединённый в русском переводе заголовок «Познание и действительность» в оригинале отсутствует) является попыткой предложить собственный взгляд на актуальную философскую проблематику. В центр внимания Эрнст Кассирер помещал вопрос о том, как происходит образование научных понятий, и какова эпистемологическая природа этих понятий? Согласно Эрнсту Кассиреру, в рамках аристотелевской традиции, сохраняющей влияние в силу её близости к обыденному представлению о мире, всякое понятие есть понятие о реальных субстанциях: «Понятие не является чем-то чуждым миру чувственной действительности, оно образует часть самой этой действительности, экстракт из того, что содержится в ней непосредственно».

 



 
PR-CY.ru