КАНТ Иммануил - Страница 9

Для дальнейших судеб немецкой философии особое значение имел метод антиномий И. Канта. Г.В.Ф. Гегель, который высоко оценивал общее значение критики метафизических идей И. Кантом, восторженно говорил о методе антиномий, что он «является одним из важнейших и наиболее глубоких достижений философии новейшего времени». Здесь он имеет в виду противоречие как основной закон диалектики. И хотя И. Кант сам не приходит к позитивному пониманию значения противоречия, он формулирует идею, что при определённых условиях разум с необходимостью впадает в противоречия, что для Г.В.Ф. Гегеля явилось введением к позитивной оценке противоречий в теории диалектики. Однако если тенденция к преодолению эмпирических фактов заложена в самом характере нашей мысли, то должно существовать и позитивное значение этой априорной способности. И. Кант усматривает его в «регулятивном» употреблении идей, которое (в отличие от способа употребления в старой метафизике) зависит от того, что идеи функционируют не как сверхчувственные «предметы», но как тенденции, направляющие наше сознание к неустанному росту и единству. Вместе с тем они являются основой системности нашего опытного познания и действуют в том направлении, чтобы познание не было «случайным агрегатом», но образовало «взаимосвязанную систему». Дальнейшее позитивное значение науки об идеях, которое переходит границы теоретической философии, состоит в том, что идеи становятся «предпосылками» нравственного поведения. Речь идёт об идеях свободы, бессмертия и Бога, которые приобретают значение «постулатов» нашего нравственного поведения потому, что «помогают» нашим стремлениям в достижении наивысшего блага. Предпосылкой анализа познания в «Критике чистого разума» является механика Исаака Ньютона как образец естественнонаучного познания. Для конца XVIII в. было характерно быстрое изменение научных интересов. И. Кант попытался отреагировать на эту новую ситуацию в своей третьей «критике», в «Критике суждения», написанной в 1790 г., тем, что создаёт науку о естественной теологии. В ней он исходит из предпосылки, что наряду с законами природы, выраженными физикой, существуют ещё и законы нашей рефлексии природы. К ним относятся дифференциация живой природы на виды и роды, затем понятие организма как «внутренней цели», в которой отдельные части являются одновременно причиной и следствием, и, наконец, законы типа «природа не делает скачков». Одновременно с тем, что дифференциация родов, или понятие организма как цели, является лишь априорным правилом нашей рефлексии, агностицизм заостряется до предела. Не без оснований Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг определял §64 «Критики суждения» источником своего вдохновения в преодолении философии Иоганна Готлиба Фихте (в этом параграфе дана дефиниция естественной целесообразности). Таким образом, И. Кант «Критикой суждения» (так же как и своей практической философией) инспирировал преодоление своего агностицизма.

 



 
PR-CY.ru