КАНТ Иммануил - Страница 6

Принцип «сохранения мировой субстанции» (например, при сожжении определённого тела составляющая его материя не исчезает) и принцип причинности (по которому «все изменения совершаются согласно закону соединения причины и следствия») являются двумя первыми «аналогиями опыта». Третья «аналогия опыта» выражает принцип взаимного воздействия субстанции (составляет их взаимную притягаемость). Первые два вида принципов («аксиомы созерцания» и «антиципация восприятия») определяют то, что явления, которые должны стать предметом научного исследования, должны быть квантифицируемы (выражены количественно). Это так называемые математические принципы в противоположность третьему и четвёртому, которые называются динамическими. Четвёртый принцип должен удовлетворять условиям, при которых предмет может быть понят как возможный, реальный и необходимый. Таким образом, И. Кант подчёркивает априорность категорий времени и пространства в двух плоскостях: при объяснении опыта и при объяснении науки. При объяснении опыта априорность категорий времени и пространства составляет тот плюс, когда присоединение к чувственным данным образует единство «регулярного» опыта относительно непосредственно воспринимаемых вещей. При объяснении науки из категорий выводятся «принципы», которым должны соответствовать предметы. Известно, что наряду с априорной составной частью другим элементом опыта являются чувственные данные, или «чувственный опыт», о которых И. Кант говорит, что они являются результатом «аффекции» нашей чувствительности внешними «вещами в себе». Вещь или «вещи в себе» нам не известны, знаем лишь её или их воздействие на наши рецептивные (воспринимающие) чувства. И. Кант весьма выразительно подчёркивает метафизический элемент, содержащийся в этом принципе. Когда он во втором издании «Критики чистого разума» защищается от обвинений в берклианском идеализме, которые были выдвинуты против него, он указывает на ещё один аргумент. Наше осознание самого себя связано, по его мнению, с осознанием предметов как существующих вне нас. Субъективно-идеалистическое представление «взаимосвязанного сна», согласно которому самосознание остаётся нетронутым, хотя бы предметы, к которым сознание относится, и перестали существовать, у И. Канта, таким образом, исключено. В заключение обозрения позитивной части «Критики чистого разума» исследователи напоминают, что марксистская философия подчёркивает у И. Канта агностицизм и его колебание между агностическим и идеалистическим мировоззрением. Фридрих Энгельс в критике агностической позиции И. Канта подчёркивал: «Самое же решительное опровержение этих, как и всех прочих, философских вывертов заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности». Однако марксистская критика вместе с тем подчёркивает, что И. Кант правильно указал на активность познающего субъекта, которой прежде не уделялось достаточного внимания. Возражение против теории априорности времени и пространства состоит в том, что общий элемент опыта имеет не априорное происхождение, он образуется как идеальное отражение реальности, опосредованной миллиарды раз повторяющейся практикой.

 



 
PR-CY.ru