КАНТ Иммануил - Страница 8

Мыслить нечто по отношению к общности условий означает то же самое, что мыслить «при всех условиях» или по отношению к тому, что является необусловленным, абсолютным. И. Кант, таким образом, из нашей способности суждения выводит нашу способность к тому, чтобы мыслить предметы опыта по отношению к общности условий, или необусловленному. Так он интерпретирует тенденцию относить наши познания к совокупности мировоззренческого синтеза. По И. Канту, существует два способа реализации этой нашей способности. Первый способ тот, на котором основана старая метафизика. Второй способ преодоления эмпирического познания по направлению к общности условий, к необусловленному объективизируется в идее, которая превосходит любой опыт. И. Кант указывает на Платона, который впервые понял эту тенденцию и дал ей идейное выражение. И. Кант стремится доказать, что три так называемые идеи, на которые опиралась старая метафизика (душа, идея мировой целостности, Бог), являются продуктом трижды неправильного суждения. Как понятия, в которых не содержится чувственного созерцания, они противоречат требованию, согласно которому наше познание должно быть связано с чувственностью. Критика этих идей показывает, что они были образованы на основе неправильных выводов, и тем самым подтверждает «экспериментом обратной проверки» то, что «всё наше познание начинается с опыта...». И. Кант затем подробно анализирует отдельные идеи и показывает, что в доказательствах субстанциональности и бессмертности души старая метафизика допустила грубые логические ошибки (паралогизмы). В случае второй идеи неправильно осуществлён синтез явлений в идее мировой целостности. И. Кант доказывает неправомерность этой идеи тем, что в ней он вскрывает противоречия, или антиномии. В ходе истории метафизики доказывались противоположные тезисы, касающиеся начала мира во времени и его пространственной ограниченности или неограниченности; делимости на окончательно простые элементы и его делимости до бесконечности; безусловной действенности всеобщей причинности и его ограниченности «причинностью посредством свободы», т.е. при посредстве человеческого решения, и, наконец, вопрос, является ли мир самодостаточным или нет? Проблема состоит не в том, что тезисы или антитезисы доказываются неправильно, но в том, что оба их можно однозначно доказать. Из этого И. Кант выводит: наше познание впадает в противоречие с самим собой, если оно остаётся без опоры на чувственное созерцание. При опровержении третьей из идей, идеи Бога, И. Кант указывает на ошибочность двух главных доказательств существования Бога – онтологического и космологического. Из его критического анализа, «теологической идеи», в частности, интерес представляет критика так называемого онтологического доказательства, в котором из понятия Бога доказывается Его существование. Критика И. Кантом идей старой метафизики кладёт конец метафизическому доказательству идей в философии. Современник И. Канта Мозес Мендельсон (1729–1786 гг.), сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические доказательства бессмертия души, назвал И. Канта «всесокрушителем» (Аlleszеrmаlmег). Вместе с тем на кантовской философии кончается и господство «математического» метода доказательств в философии, который достиг своей вершины в «Этике» Бенедикта Спинозы.

 



 
PR-CY.ru