КАНТ Иммануил - Страница 7

С самого начала целью исследования И. Канта было выяснение, возможно ли существование метафизики с её учением о душе, Боге и идеей мира. И. Кант приходит к выводу, что определённые познания соответствуют критерию научности, и что всегда можно опереться на данные естествознания и математики для формулирования общих и необходимых фактов. В случае математики – это гомогенное чувственное созерцание (его чистая гомогенность гарантирована априорным происхождением), в случае естествознания – это категории, выступающие как основа «принципов». В обоих случаях научное познание остаётся связанным чувствами. Однако никаких гарантий нельзя найти для фактов, которые относились бы к идеям. Кроме этого в обоих случаях гарантия имеет характер априорного «вклада» нашей мысли в факты, и познание при этих предпосылках не имеет смысла для предметов метафизики. Поэтому И. Кант приходит к отрицательному выводу о возможности метафизики как «науки». Метафизика невозможна как система действительных фактов о «трансфизических» предметах. Однако из этого не вытекает то, что невозможна философия вообще – она возможна как критика достоверного познания, т.е. установление его экстенсивности и границ. При определении перечня вопросов, которые философия И. Канта должна решить, возникает такой порядок: как вообще возможна метафизика? как возможна метафизика как наука? Исследователи говорят о том, что последний вопрос имеет отрицательный ответ, однако именно такой ответ обусловливает вопрос: «Как возможна метафизика как естественная диспозиция, т.е. как возникают из всеобщего характера человеческого разума вопросы, которые ставит чистый разум и на которые его принуждает отвечать собственная потребность?». Этим дано отношение И. Канта к предметам метафизического мышления. Действительное познание невозможно на основе метафизического мышления, однако в то же время должно поставить вопрос: «Как возможно, что до сих пор и в такой мере они занимали человеческую мысль?». И. Кант решает и этот вопрос указанием на следующую априорную плоскость, которая, однако, не имеет характера принципа объективных фактов, но имеет характер тенденции, причём тенденции преодоления обусловленного познания, т.е. познания единичных явлений, познания того, что есть абсолютное, необусловленное. «Наша способность познания ощущает гораздо более высокую потребность, чем просто разложение явлений на слоги, согласно их синтетическому единству, которого достаточно для того, чтобы прочесть их как опыт..., а наш разум имеет в себе потребность опираться на факты, идущие дальше того, чтобы с ними мог согласоваться какой-либо предмет, который может дать опыт». Тенденция к познанию того, что не обусловлено, заложена, по И. Канту, в характере нашего суждения потому, что суждение может осуществиться лишь при условии, что большая посылка (которая представляет условие относительно вывода), мыслится как универсальная. Потом мы можем предикат, действительный для условий, ставить как действительный по отношению к предмету, который подчинён условию. В этом характере нашего суждения И. Кант усматривает принцип мышления предметов опыта при общности условий.

 



 
PR-CY.ru