КАНТ Иммануил - Страница 2

В определённой мере И. Кант так и не избавился от врождённой несмелости, которая ещё больше усилилась от его скромности. Воспитание в «латинской школе» носило провинциальный характер, в религиозном отношении оно было пиетическим (пиетизм – направление протестантизма, подчёркивающее внутреннее отношение к Богу), в идейном отношении строилось на духе подчинённости властям предержащим. После окончания философского факультета И. Кант на целых девять лет становится домашним учителем. Он смог использовать это время для того, чтобы продолжать своё образование; в 1755 г. стал магистром и в том же году приват-доцентом Кёнигсбергского университета. Приват-доценты не получали жалованья, однако взимали со своих слушателей определённую сумму. Поскольку И. Кант был любимым преподавателем и читал всегда по нескольку курсов одновременно, он не испытывал нужды. В 1766–1772 гг. был также библиотекарем замка. С 1770 г. – профессор с жалованьем, покрывающим все его потребности, а когда был признан первым философом в Германии, жалованье его было значительно повышено. Из трактатов И. Канта важнейшим является космологический трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» («Allgemeine Naturgeschichte und Тhеоrie des Нimme1s»). Эта работа (по мнению Эрнста Кассирера, она одна могла бы обеспечить известность И. Канту) исходит из предпосылки единства материи и движения, материи и её законов. В ней И. Кант выдвигает гипотезу о возникновении солнечной системы (и аналогично о возникновении всей Вселенной), позже ставшую известной как теория Канта – Лапласа. Трактат, по мнению исследователей, важен с мировоззренческой точки зрения – И. Кант в нём практически исключает идею сотворения. Это – одно из первых положений историзма в области естественных наук, т.е. философии природы. Космогоническое произведение И. Канта специфическим образом произвело воздействие на историю немецкой философии, хотя при его жизни и долго ещё после оно оставалось неизвестным общественности (издатель И. Канта обанкротился, и весь тираж книги остался на складе). Один из немногих экземпляров, который вышел за пределы склада издателя, попал в руки молодого Иоганна Готфрида Гердера, который в то время с восторгом посещал лекции кёнигсбергского «учёного магистра», и произведение повлияло на его взгляды в пантеистическом духе и в духе историзма. Из других докритических работ значение имеют те, в которых И. Кант объясняет методологические проблемы философского познания. Эти работы были серьёзной подготовкой к полемике с тогдашней немецкой метафизикой, которая трактовала о внеопытных предметах – Боге, душе и идее мира. Бог, душа и идея мира считались трансфизическими предметами, и задача философии (или метафизики) усматривалась в том, чтобы их существование доказывалось «математическим» способом, т.е. конструированием доказательств, выходящих за пределы проверки опытом. Первым трактатом, который И. Кант написал для уяснения методологических проблем философского познания, была хабилитационная диссертация «Новое освещение первых принципов метафизического познания» («Principiorum рrimоrum соgnitionis metаphysiсае nоvа dilucidatiо», 1755 г.), в которой он отличает реальный довод (причину) от довода логического.

 



 
PR-CY.ru