КСИРОПОТАМ - Страница 9

С правой и с левой сторон литийного притвора находятся приделы св. Архангелов и равноапостольных Константина и Елены. Кафоликон был расписан в 1783 г. мастерами из Корицы Константином, Афанасием и Наумом. Три вспарушенных свода экзонартекса украшены сюжетами из Апокалипсиса, основная часть стен – фигурами святых, прежде всего, афонских преподобных. В левый угол южного фасада кафоликона вставлена плита из зелёного серпентина с рельефным изображением великомученика Димитрия Солунского (XII в.). Её привёз из храма Святой Софии в Константинополе иеромонах Григорий Ксиропотамский, занимавший должность протосинкелла Константинопольской патриархии (около 1568 г.). Юный святой облачён в одежды придворного; он держит перед собой крест в правой руке. Беломраморное обрамление с цветочным бордюром выполнено в стиле барокко, подпись «вселенского синкелла» Григория удостоверяет происхождение рельефа из Святой Софии. В правый угол кафоликона вмонтирована мраморная рельефная икона Божьей Матери, которую Кесарий Дапонте также приобрёл в Константинополе. К востоку от кафоликона расположена водосвятная чаша (фиал), сооружённая в 1783 г. из мрамора, привезённого с острова Хиос. В зените на внутренней поверхности купольного свода над источником изображён медальон с Христом Пантократором в небесной славе, вокруг Него – Силы Небесные в виде воинов, ниже, в барочных картушах – композиции из Ветхого и Нового Заветов; в живописи использованы принципы барочного искусства – натуралистичная трактовка пейзажей, драпировок, пластичное личное письмо и умиленные выражения ликов. На одной из мраморных панелей фиала изображён монастырь, образцом для композиции этого рельефа послужила гравюра на меди 1762 г. Трапезная расположена в южном корпусе напротив входа в кафоликон. Она имеет вид зала с колоннадами, несущими деревянные арки и потолок. Трапезная отреставрирована архимандритом Гавриилом из Мадитоса и расписана в 1859 г. монахами Софронием и Никифором из скита праведной Анны. На южной стене в нише игумена представлена «Тайная вечеря». Симметрия её композиции подчёркнута фигурой Спасителя, архитектурными формами на заднем плане, складками ткани на трапезном столе, расположением апостолов, прежде всего, двух молодых по краям стола. Торжественное и мистическое значение события выделено иллюзионистическим приёмом – завесой, свёрнутой над верхним краем композиции. По сторонам композиции в углах арки – ангелы, на прилегающих участках стены – к востоку в нише – поясное изображение Богоматери типа «Воплощение» (Платитера), над Ней – фигуры святых Дионисия Ареопагита, Василия Амасийского и Иерофея Афинского; к западу в нише – полуфигура св. Иоанна Предтечи в облике ангела пустыни, со свитком и с главой в чаше, над ним – священномученик Игнатий Богоносец, Сильвестр Римский и священномученик Киприан Антиохийский.

 



 
PR-CY.ru