КСИРОПОТАМ

КСИРОПОТАМ – монастырь, занимающий восьмое место в иерархии афонских обителей. Расположен на юго-западном берегу полуострова Айон-Орос (Афон), между Русским монастырём великомученика Пантелеимона и пристанью Дафни. Ксиропотам построен на небольшой возвышенности рядом с глубоким горным потоком Ксиропотамос («сухая река»), который и дал своё имя монастырю. В древности обитель также носила название Хлоропотам («зелёная река»), но это наименование быстро вышло из употребления. По афонскому преданию, Ксиропотам был основан византийской императрицей Пульхерией (453–457 гг.), сестрой Феодосия II Младшего. В то время на Афоне ещё существовали города. На месте, где была построена обитель, находился город Стратоникия. В монастыре бережно хранятся святыни, которые предание связывает с именем этой правительницы. Считается, что Пульхерия передала в дар основанной ей обители крест с частицей Честного и Животворящего Древа Господня, дискос из стеатита и мощи сорока Севастийских мучеников. Впоследствии из-за арабских набегов Стратоникия и Ксиропотам пришли в запустение. Несмотря на то что хрисовул о возобновлении Ксиропотама византийским императором Романом I Лакапином (919–944 гг.) исследователи считают поддельным, монастырь был основан приблизительно в это время: он уже существовал в 956 г., когда получил от протоспафария Иоанна 1000 модиев земли в местности Озолимн близ Иерисса, и это дарение было одобрено императором Константином VII Багрянородным и его сыном будущим императором Романом II. Ксиропотам также назывался монастырём Никифора Ксиропотамского. Из документа 1200 г. исследователям известно, что он был посвящён «великомученику Никифору», под которым исследователи понимают мученика Никифора Антиохийского (память 9 февраля). Монастырское предание приписывает основание Ксиропотама преподобному Павлу Ксиропотамскому, но, по мнению некоторых исследователей, этот святой построил другую обитель, которая сейчас посвящена преподобному Павлу, а в Х–XI вв. именовалась «Ксиропотам». Д. Папахрисанфу считает, что оба монастыря носили название Ксиропотам и оба основаны Павлом Ксиропотамским. Анализ данных о Павле Ксиропотамском в афонских актах, предпринятый П. Гунаридисом, показал, что существовало два одноимённых подвижника, прозванных Ксиропотамскими. Павел, жаловавшийся императору в 972 г. на нововведения преподобного Афанасия Афонского, в молодости основал Ксиропотам и некоторое время был его игуменом (не позднее 980 г. – не раньше 996 г.), а в конце 990 гг. стал протом Святой Горы (упоминается в 1001 г.). Оставив должность прота, преподобный Павел подвизался как простой монах. До или после исполнения обязанностей прота он ради уединения основал ближе к оконечности Афонского полуострова монастырь преподобного Павла, игуменом которого впоследствии стал его ученик и тёзка Павел, упоминаемый в актах в 1007–1018 гг. Ксиропотам процветал в XI–XII вв., его границы на юго-западе простирались до монастыря преподобного Павла (т.е. включали территории монастырей Симонопетра, Григориат и Дионисиат), а на севере – до владений Ивирона. В 1010 г. была достигнута договорённость между Ксиропотамом и Великой Лаврой о границе между ними в местности Вулевтирии, в 1081 г. – с Иверским монастырём.

 



 
PR-CY.ru