КСИРОПОТАМ - Страница 8

Именно в архиве Ксиропотама сохранилось большое количество документов XIX в., относящихся к регулированию прав афонских монастырей на подворья уже предшественниками румынского князя Александра Йоана Кузы, а также к проведённой этим правителем секуляризации владений монастырей. В начале ХХ в. в Ксиропотаме проживали 106 монахов, в 1926 г. – 74, впоследствии число насельников неуклонно сокращалось. Во время пожара 1950 г. сгорели восточный корпус и часть северного (здания восстановлены в 1952 г.). Новый пожар в 1973 г. уничтожил юго-западную часть монастырского комплекса, где располагались ксенонас-архондарик (1747 г.), три парекклисиона, ризница-синодикон (1837 г.) и входные ворота (раньше 1660/1661 г.). Восстановительные работы продолжались с 1977 по 1998 гг. Возрождение Ксиропотама началось при архимандрите Ефреме. В 1981 г. монастырь был преобразован в киновиальный (общежительный). С 1985 г. Ксиропотамом управляет игумен Иосиф. В настоящее время в монастыре подвизается 17 человек. Монастырский комплекс имеет в плане форму, близкую к квадрату, в центре двора расположен собор (кафоликон). Корпуса, образующие каре – трёхэтажные. Построенные в средневековый период башни (видны ещё на рисунке В.Г. Григоровича-Барского, 1744 г.) не сохранились, осталась только встроенная в северном корпус колокольня (1779 г.). Раньше вход в монастырь был в юго-восточном углу монастырского комплекса, новый вход расположен посередине восточного корпуса, под архондариком. Самые ранние росписи сохранились на стене в пролёте главного входа («старые ворота») с внутренней стороны над аркой входа (1660/1661 г.; сорок Севастийских мучеников, на сводах – архангелы Михаил и Гавриил и херувимы). Согласно вкладной надписи, размещённой у ног архангела Михаила, их автор – монах Прокопий. Первоначальный кафоликон принадлежал к типу афонского крестово-купольного пятиглавого храма. Его план приближался к равноконечному кресту, с центральным куполом на ребристом барабане, с боковыми апсидами-певницами, с притвором-лити с малыми куполами и с типикариями в виде башенок с куполами справа и слева от алтаря. Новое здание кафоликона (1761–1763 гг.) включает привычные для святогорской архитектуры формы и объёмы: наос с куполом на высоком барабане, на боковых стенах – апсиды-певницы, типикарии в виде башенок по сторонам алтаря с малыми куполками, лити с собственными главами на более низких барабанах. Уникальность кафоликона, по мнению исследователей, в том, что его алтарь ориентирован на север. Сохранилась деревянная разборная модель нового здания кафоликона, отражающая внутреннюю конструкцию.

 



 
PR-CY.ru