КСИРОПОТАМ - Страница 7

Тесные связи братия Ксиропотама имела с компаниями греческих купцов трансильванских городов Брашов и Сибиу. Православных греков окормляли священники, приглашённые из Ксиропотама, которых содержала за свой счёт «Компания Брашова» (такая практика сложилась не позднее 1733 г.). В 1752 г. было заключено соглашение, по которому священник из Ксиропотама окормлял православных Компании, а они обязывались подарить монастырю церковь; в 1764 г. новое соглашение определило порядок деятельности иереев и проведения церковных служб. Священником-настоятелем в Брашове был и Кесарий Дапонте, благодаря которому в городе долгое время находилась монастырская реликвия – частица Честного Древа. Благодаря материальной поддержке трансильванских православных в монастыре и его владениях продолжались строительство и украшение церковных зданий. В это время на средства купцов Раду и Леки из Брашова была возведена часовня великомученика Димитрия Солунского, Хаджи Раду Богичи предоставил средства для росписи часовни Честного Креста. Новые грамоты от господарей подтверждали прежние привилегии Ксиропотама и его подворий. Валашский господарь Александру Ипсиланти в грамотах от 10 марта 1775 г. и 2 марта 1797 г. Ксиропотаму подтвердил пожалования Скарлата Гики, а в грамоте от 28 июля 1775 г. обновил права на получение выплат из казны монастырям Плумбуйта и Слатина (утверждённые затем господарями Михаем Суцу, Константином и Александру Мурузи). Поражение Греческой национально-освободительной революции (1821–1829 гг.) в Северной Греции и оккупация Афона турецкими войсками нанесли тяжёлый урон Ксиропотаму, как и другим монастырям. В 1830 гг. началось его возрождение. В 1835 г. в Ксиропотаме была предпринята попытка перейти на общежительный устав. В 1888 г. было завершено строительство западного крыла монастырского ансамбля. Последние грамоты с записью привилегий Ксиропотам получил в начале XIX в. от господарей Йона Георге Караджи (14 марта 1817 г.), Михая и Александру Суцу (1819–1820 гг.), Григория Гики (1 декабря 1824 г.). Доходы Ксиропотама, получаемые от румынских владений и сборов, в 1837–1863 гг., по некоторым подсчётам, достигали 100 тыс. грошей ежегодно, в том числе 500 грошей от солеварен, получение которых со времён Константина Маврокордата подтверждали его преемники на валашском престоле. Столь значительные средства от подворий, которые поступали на содержание «иностранных» монастырей, вынудили правителей румынских княжеств в дальнейшем предпринять попытки ограничить возможности эксплуатации подворий и управления ими извне, начавшиеся ещё до секуляризации монастырских земель в 1863 г.

 



 
PR-CY.ru