КСИРОПОТАМ - Страница 14

В заставках, как и в инициалах, используются растительные и цветочные элементы, характерные для орнаментики Востока (вьющиеся стебли, цветы гвоздики), раскраска также отражает влияние восточные миниатюры (светло-фисташковая с чёрным и красным) либо отсутствует; композиция заставки напоминает античные арабески. В украшении рукописей XVII в. предпочтение получают малые формы – заставки и инициалы. В Чиновнике (Литургиарионе) около 1663 г. к византийским традициям восходит единственное «портретное» изображение папы Римского Григория I Великого (Двоеслова), который представлен на фоне арки, в служебном облачении с палицей. В исполнении инициалов проявилось влияние европейской готической иллюминации – фигурные мотивы (дельфины, птицы, среди которых встречаются двуглавые орлы), в том числе фантастические, обильные мелкие орнаменты и флоральные мотивы. Заставки исполнены по образцам печатной графики: симметрично выстроенные комбинации «плетёнки», цветочных и орнаментальных мотивов, как правило, раскрашенных «под золото» на цветном фоне.  По образцу декоративных композиций эпохи европейского маньеризма и барокко выполнена полностраничная миниатюра в конце рукописи. В её центре заключён щит с именем иеромонаха Феодосия, епарха (как полагают исследователи, заказчика и владельца рукописи), в окружении лент, бордюров и гирлянд. Такие же вариативность и смысловая нагруженность инициалов были использованы в рукописи Чиновника (Литургиариона) около 1698 г. Эта рукопись отличается контрастным цветом и мотивами, связанными с традиционной иконографией (ангелы, святые, херувимы). В одном инициале «К» совмещены миниатюрные изображения птиц, благословляющей руки, множества кринов. В рамку инициала «О» вписаны: фигура святителя со свитком, или благословляющая Рука Божия, или Еммануил в чаше, или Ветхий денми в окружении херувимов, или Он же в лучах. В текст включены круглые медальоны с иконными изображениями – Святого Духа в образе голубя, Пресвятой Богородицы «Оранта». В заставках используются геометрические мотивы, близкие и к европейской «плетёнке», и к балканскому стилю. Среди лицевых рукописей Ксиропотама исследователи встречают те, чей жанр не был известен в Средневековье, как, например, Проскинитарий 1680 г., где наряду с литературным описанием св. мест в Палестине помещены миниатюры, передающие их архитектурный облик: например, храм Гроба Господня изображён как сложный комплекс построек, над которыми господствуют купол кафоликона-собора, шатёр часовни Святого Гроба и кампанилла. В рукописи Пападики около 1759 г. представлены миниатюры: «портрет» Иоанна Дамаскина, узнаваем восточный головной убор святого, сидящего, подобно евангелисту, за низким столом, с рукописью в руках и пером; изображение Богоматери с Младенцем на троне, которое восходит к образцам критской иконописи, использование оттенков пурпурного «бакана» и зелёного близко школе живописи Оружейной палаты второй половины XVII – начала XVIII вв. Раскрашены заставки в Пападике печатника Дамаскина Аграфорендиниота (около 1789 г.). Среди рукописей исследователям интересны также: «Лествица» (писец монах Марк Ватопедский, около 1345 г.), сборник с сочинениями античного оратора Исократа (около 1586 г.), печатные Пападики (печатника Димитрия Лотоса, около 1781 г.).



 
PR-CY.ru