КОНТ Огюст - Страница 10

В предисловии к шестому тому «Курса позитивной философии», вышедшему в 1842 г., Огюст Конт предложил своеобразную интеллектуальную автобиографию, в которой, апеллируя к мнению «всех просвещённых людей Европы», подверг беспощадной критике своих подлинных и мнимых противников, якобы намеренно препятствовавших успеху его позитивной философии: католических теологов, политических консерваторов, «поверхностного философа» Сен-Симона и его последователей; особенно жёсткие и местами оскорбительные замечания были высказаны в адрес учёных, в том числе математиков Франсуа Жана Доминика Араго и Симеона Дени Пуассона. С целью продемонстрировать свою значимость как учёного Огюст Конт в 1843 г. опубликовал математический учебник под заглавием «Элементарный трактат по аналитической геометрии» («Traité élémentaire de géométrie analytique»), однако математики восприняли это сочинение критически, указав на отсутствие в нём оригинальных научных идей и на наличие некоторых неточностей и ошибок в рассуждениях автора. В 1844 г. Огюст Конт опубликовал сочинение «Философский трактат по популярной астрономии» («Traité philosophique d'astronomie populaire»), составленное на основе читавшегося им курса общедоступных лекций. Вводные лекции курса, имевшие общефилософский характер, Огюст Конт издал в том же году отдельно в виде сочинения «Слово о положительном мышлении» («Discours sur l'esprit positif»). В этом произведении, которое предназначалось для посещавших лекции представителей рабочего класса, Огюст Конт предложил сжатое и упрощённое изложение основных идей собственной позитивной философии, а также предпринял попытку продемонстрировать практическое значение позитивизма как прогрессивной идеологии, способствующей установлению справедливого и гармоничного общественного порядка. В 1844 г. он встретился в Париже с начинающей писательницей Клотильдой де Во (1815–1846 гг.), незадолго до этого пережившей неудачное замужество и страдавшей от неизлечимой болезни, возможно, туберкулёза. Вскоре после знакомства Огюст Конт стал испытывать к Клотильде де Во любовное влечение; он добивался взаимности, однако К. де Во настояла на том, чтобы их отношения имели исключительно дружеский и интеллектуальный характер. Реакцией Огюста Конта на неприступность К. де Во стала идеализация её образа; впоследствии Огюст Конт утверждал, что именно благодаря ей он научился «моральной любви к человечеству», что знакомство с красотой её души открыло ему богатство эмоциональной и чувственной жизни. Ещё при жизни К. де Во преклонение Огюста Конта перед ней стало принимать гипертрофированные и болезненные формы: так, он называл её «богиней», а кресло, на котором она сидела во время визитов к нему, превратил в «алтарь». После смерти К. де Во Огюст Конт упоминал её во всех последующих сочинениях как «божество» и «музу»; он ежегодно писал обращённые к ней пространные «исповеди», в которых описывал события своей жизни и выражал свою любовь к ней; ежедневно в течение нескольких часов читал посвящённые ей любовные и хвалебные «молитвы», составленные из отрывков писем К. де Во и стихотворений; поклонялся «реликвиям» К. де Во (локону волос, полученным от неё искусственным цветам и т.п.). Генерализировав собственное преклонение перед К. де Во, Огюст Конт превратил культ женственности в одну из основ «религии человечества». Отношения с К. де Во стали важнейшим стимулом, подвигшим Огюста Конта к пересмотру принципиальных философских установок позитивной философии.

 



 
PR-CY.ru