КОНТ Огюст - Страница 3

Из сочинений Б. Франклина Огюст Конт почерпнул учение о том, что в основании морали лежит разумная природа человека, вследствие чего мораль не зависима от религии, а религия вторична по отношению к морали. В конце 1816 – начале 1817 гг. Огюст Конт изучал научные трактаты математиков Жозефа Луи Лагранжа (1736–1813 гг.) и Гаспара Монжа (1746–1818 гг.), познакомился с общественно-политическими сочинениями Шарля Луи де Монтескьё (1689–1755 гг.), а также с работами Жана Антуана Никола Мари де Кондорсе (1743–1794 гг.), в которых обсуждалась проблематика научного прогресса, философии истории, общественных отношений. Огюст Конт с энтузиазмом воспринял представление Ш.Л. де Монтескьё о том, что жизнь человеческого общества может быть предметом строгого научного анализа, в ходе которого исследователь призван с помощью историко-дескриптивного метода выводить из совокупности фактов общественной жизни лежащие в их основе общие законы общественного многообразия и социального развития. Приняв использовавшийся Ш.Л. де Монтескьё и Ж.А.Н.М. де Кондорсе типологический метод описания истории человечества, в рамках которого исторический прогресс связывался не с деятельностью конкретных индивидов, но с изменениями общественной морали и общественного сознания, которые в каждую историческую эпоху задают цельный характер общества и определяют индивидуальные качества представителей этой эпохи, Огюст Конт пришёл к убеждению, что объектом социальной науки должна являться не конкретная личность, но идеализированное «человечество». В поисках надёжного источника доходов Огюст Конт пробовал себя в различных сферах деятельности: давал частные уроки математики, занимался переводами и заказной публицистикой. Летом 1817 г. познакомился с философом и общественным деятелем Анри-Клодом де Рувруа (Сен-Симоном; 1760–1825 гг.). Увидев в Огюсте Конте восторженного единомышленника, Сен-Симон вскоре после знакомства решил привлечь его к делу систематизации и популяризации своих воззрений и предложил ему место личного секретаря с постоянным жалованьем. В качестве секретаря Сен-Симона Огюст Конт участвовал в работе над альманахом «Индустрия» («L'Industrie»), издававшимся на средства подписчиков, в число которых входили многие государственные деятели, а также влиятельные промышленники и финансисты Франции. Идейной основой альманаха являлась поддержанная Огюстом Контом концепция Сен-Симона, в соответствии с которой развитие общества неразрывно связано с развитием «индустрии», т.е. производительной деятельности в самом широком смысле. Задачу либеральных мыслителей Сен-Симон и Огюст Конт видели в выработке «науки производства» и в пропаганде моральных, политических и экономических принципов индустриализма как новой прогрессивной идеологии; распространение этих принципов объявлялось единственным средством мирного преодоления господства реакционных слоёв общества, не вовлечённых в производство – государственной бюрократии, аристократии и духовенства.

 



 
PR-CY.ru