КОНТ Огюст - Страница 7

После ссоры с Сен-Симоном Огюст Конт с энтузиазмом занялся поиском новых сторонников и покровителей; он разослал полученные им 100 экз. сочинения «План научных работ» наиболее известным французским учёным, либеральным и консервативным политикам, банкирам и промышленникам. От многих адресатов из числа учёных он получил благожелательные отклики, утвердившие его в мысли о правильности избранного им пути; однако политики и предприниматели особого интереса к трактату не проявили, вследствие чего финансовое положение Огюста Конта продолжало оставаться плачевным. В поисках поддержки он обращался как к либеральным, так и к консервативным представителям интеллектуальных кругов Франции. Значительное влияние на развитие идей Огюста Конта в этот период оказало знакомство с представителями французского христианского консерватизма Жозефом де Местром (1753–1821 гг.) и Фелисите Робером де Ламенне (1782–1854 гг.). Огюст Конт не принимал христианских элементов во взглядах консерваторов, однако соглашался с ними в критике моральной и ценностной анархии, индивидуализма и эгоизма. Всё более отдаляясь от свойственного ему в юности либерализма, он поддерживал представление консерваторов о том, что для развития общества необходимо единое духовное учение, задающее «твёрдые, положительные и обязательные для всех принципы», однако считал таким учением не христианство, а собственную позитивную философию. В 1822 г. Огюст Конт познакомился с Гюставом д’Эйхталем (1804–1886 гг.), который происходил из семьи банкира. Д’Эйхталь с энтузиазмом воспринял идеи Огюста Конта, считал себя его учеником и оказывал ему финансовую поддержку. В 1824–1825 гг. Огюст Конт в переписке с д’Эйхталем, который находился в Германии, подробно обсуждал новую немескую философию. Благодаря переводам и пересказам д’Эйхталя Огюст Конт, не владевший немецким языком, познакомился с сочинениями и идеями Иммануила Канта, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Иоганна Готфрида Гердера. Хотя Огюст Конт впоследствии высоко оценивал философское значение нем. идеализма, он имел лишь поверхностные и отрывочные сведения о немецкой философии и, в основном, выбирал из трудов её представителей идеи, которые казались ему подтверждающими позитивную философию, игнорируя прочее философское содержание. Так, у И.Г. Гердера внимание Огюста Конта привлекло учение о человечестве как о социально-исторической общности, как о единой динамически развивающейся в истории цивилизации. Наиболее ценными достижениями И. Канта Огюст Конт считал критику метафизического абсолютизма, выразившуюся в учении о творческой силе разума, который способен сам по себе формировать идеи и гипотезы; связываемые в метафизике с объективным миром чувственные восприятия всегда преобразуются разумом и потому имеют релятивный, а не абсолютный характер. Учение Г.В.Ф. Гегеля об абсолютном духе Огюст Конт оценивал как чрезмерно метафизичное, однако находил в нём и положительные элементы, отмечая, что оно может быть совмещено с позитивной философией. В конце 1825 г. Огюст Конт согласился сотрудничать с издававшимся последователями Сен-Симона журналом «Производитель» («Le Producteur»).

 



 
PR-CY.ru