КОНТ Огюст - Страница 4

Поскольку статьи в альманахе выходили либо за подписью Сен-Симона, либо анонимно, исследователи не могут с точностью определить, какие из них были созданы Огюстом Контом, однако большинство исследователей полагают, что автором девяти статей, опубликованных в 1817 г. в четырёх тетрадях третьего тома и в первой тетради четвёртого тома «Индустрии», был Огюст Конт, а Сен-Симон лишь определял общую тематику статей и просматривал материалы перед публикацией, возможно, внося при этом некоторые исправления в тексты. В различных по тематике, но объединённых общей идейной установкой статьях Огюст Конт предложил своеобразную программу теоретических и практических мер, необходимых для торжества индустриальной идеологии. В области науки и философии он призвал вернуться к идее энциклопедического знания, заявляя, что учёные должны отказаться от профессиональной узости и перейти от анализа единичных фактов к совместной деятельности по построению цельной системы науки на общих принципах, задаваемых рациональной философией; они призваны стать из кабинетных теоретиков творцами знания, служащего «благу человечества». В области политической экономии Огюст Конт, ссылаясь на учение Иеремии (Джереми) Бентама (1748–1832 гг.), признавал основополагающим принцип утилитаризма, утверждая, что два производящих класса, учёные и индустриалы (т.е. владельцы производств и участвующие в производстве рабочие), совместно трудятся ради общей цели – производства «полезных вещей». При этом недостаток политической экономии Огюст Конт видел в том, что она рассматривает производство как самоцель, в отрыве от социального и морального прогресса общества. В политической сфере индустриализму, согласно Огюсту Конту, соответствует релятивизм, предполагающий отсутствие абсолютистской власти и равновесие политических интересов всех классов; развитие парламентаризма и представительной власти, по его утверждению, является залогом взвешенных и утилитарных решений. Выступая с критикой христианства и христианской морали, Огюст Конт отмечал, что историческое христианство сыграло положительную роль, предложив веру в единого Бога как универсальный консолидирующий принцип для общества. Однако сверхъестественный характер христианства делает его противником индустриальной идеологии, отвергающей всякую трансцендентную и потустороннюю цель общественного прогресса. Новая мораль, по словам Огюста Конта, должна базироваться не на метафизических принципах и тем более не на обещаниях загробной награды или наказания, но на «позитивных идеях», на признании высшей целью всякой деятельности «наибольшего счастья человечества». Полагая, что борьба с католицизмом силовыми методами в годы Французской революции была ошибкой и не достигла цели, Огюст Конт предлагал программу «внутреннего реформирования» духовенства, заявляя, что власти должны принудить духовенство изучать естественные науки и моральную философию. Согласно Огюсту Конту, позитивное знание способно постепенно сделать из реакционного класса духовенства прогрессивный класс «учителей морали», служащих нравственному развитию общества. Таким образом, в созданных для «Индустрии» статьях Огюст Конт, опираясь на идеи Сен-Симона и развивая их, впервые высказал многие положения, ставшие впоследствии центральными в разработанной им позитивной философии.

 



 
PR-CY.ru