КОНТ Огюст - Страница 2

Политическое свободомыслие Огюста Конта и демонстративное нарушение им дисциплины приводили к многочисленным выговорам и порицаниям; после громкого конфликта с одним из преподавателей в 1816 г. Огюсту Конту угрожало отчисление. Однако 13 апреля 1816 г. по указанию властей, недовольных политической активностью студентов, занятия в Политехнической школе были прекращены на неопределённый срок, а все студенты распущены. Огюст Конт был вынужден вернуться в Монпелье, где провёл май и июнь 1816 г. К этому периоду относится наиболее раннее сохранившееся его сочинение – небольшое эссе «Мои размышления: Человечность, истина, справедливость, свобода, отечество: Сопоставление режимов 1793 и 1816 гг., адресованное французскому народу» (впервые опубликованное лишь в 1882 г.). Выступая в эссе с либерально-республиканской позиции, Огюст Конт указывал, что революционная тирания 1793 г. и тирания короля Людовика XVIII по своей природе одинаковы, т.к. они представляют собой деспотичное подавление всех прогрессивных общественных настроений властями, опирающимися на молчаливое одобрение боящегося перемен непросвещённого большинства. Согласно Огюсту Конту, лишь «прогресс знания» и широкое распространение образования могут положить конец ограничивающей общественное развитие консервативной тирании. Уже в этом раннем эссе он выказывает представление о том, что основой подлинной общественной и народной власти должна являться не слепая «народная воля», а осознанная деятельность «просвещённых людей, учёных и философов», направляющих народ в его движении по пути прогресса. Таким образом, для Огюста Конта демократическое переустройство общества предполагает признание необходимости формирования класса «новой аристократии», вследствие чего либерализм в его понимании оказывается неразрывно связан с элитаризмом. В июле 1816 г. Огюст Конт, тяготившийся скукой провинциальной жизни, принял решение вернуться в Париж; не имея постоянного источника доходов, он первоначально жил на средства родителей и покровительствовавшего ему генерала Жака де Кампредона (1761–1837 гг.), который проявлял интерес к наукам и ввёл Огюста Конта в интеллектуальные круги Парижа. После возобновления занятий в Политехнической школе в конце 1816 г. Огюсту Конту и другим студентам была предоставлена возможность продолжить обучение, сдав заново экзамены, однако Огюст Конт не воспользовался ею, предпочитая вести жизнь богемного интеллектуала. В конце 1816 г. Огюст Конт с энтузиазмом отнёсся к предложению занять должность преподавателя геометрии в США, где в это время предполагалось открытие высшей инженерной школы по образцу парижской Политехнической школы. Готовясь к поездке в США, Огюст Конт активно знакомился с литературой, описывавшей государственное устройство североамериканских штатов и историю их борьбы за независимость. Особенно сильное впечатление на него произвели сочинения и письма Бенджамина (Вениамина) Франклина (1706–1790 гг.), в котором Огюст Конт увидел идеальный образец интеллектуала, т.к. он был одновременно свободомыслящим философом, учёным-энциклопедистом и практиком, использовавшим свои знания для переустройства общественных отношений на рациональных принципах.

 



 
PR-CY.ru