КИРИЛЛ - Страница 10

Этот образ, незамысловатый по мастерству и технике исполнения, написан каргопольским мастером, который также является автором иконы «Святитель Николай Чудотворец и преподобные Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Челмогорский» конца ХIХ в. из часовни в деревне Низ в селе Ошевенском. Кирилл изображён в рост крайним справа, голова покрыта синим куколем, в руке чётки (надпись: «Пр. Кирилъ Челмогор.»). Образ Кирилла есть на трёх иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г., хранящихся в Куопио в домовой церкви Церковного управления Финляндской православной церкви и в Музее Православной церкви, а также в Нововалаамском монастыре (Финляндия). Иконография была разработана в мастерской Пешехоновых в Санкт-Петербурге или в Валаамском Преображенском монастыре («труд валаамских иноков»). Образ из местного ряда церкви Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище обители указан в описях валаамского имущества 1912 и 1942 гг. Кирилл изображён оплечно третьим справа во втором ряду, длинные, спадающие на плечи волосы разделены на прямой пробор, окладистая седая борода внизу немного раздваивается, назван «С. Кириллъ Чермогорскiй». На иконе «Карельские чудотворцы» конца XIX – начала XX вв. (церковь великомученицы Екатерины в Петрозаводске) Кирилл показан крайним справа в первом ряду с седыми волосами и бородой, руки возле груди. Кроме того, Кирилла, по мнению исследователей, иногда писали в композиции «Собор Новгородских святых», например, в шестом ряду на почитаемом «старинном» образе, хранившемся «в ризнице Черниговской кафедры». В монументальной живописи образ Кирилла исследователи встречают в одной из композиций в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия конца 1860 – 1870 гг., поновление – в 1970 гг. и около 2010 г.). Литография с изображением Олонецких чудотворцев размещена на фронтисписе Олонецкого патерика. В центре – фронтальный образ преподобного Александра Свирского, по сторонам от него – по шесть фигур преподобных, в числе которых – Кирилл и преподобный Пахомий Кенский. В творчестве монахини Иулании (Сколовой) Кирилл изображён в группе Олонецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ Афанасия (Сахарова)), начала и конца 1950 гг. (Троице-Сергиева лавра) и на их современных повторениях (в храме Христа Спасителя, церкви святителя Николая Чудотворца в Клённиках в Москве, церкви святителя Николая на Глинках в Вологде). Под 8 декабря с развёрнутым свитком в руках святой представлен на рисованных святцах русских святых монахини Иулиании (1959–1960 гг.; частное собрание). Примерами современной иконографии Кирилла исследователи называют его изображения на иконе «Собор Олонецких святых» конца XX – начала XXI вв. (собор благоверного князя Александра Невского в Петрозаводске; Кирилл взирает на преподобного Антония Римлянина) и в росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы в Архангельске (2010 г., иконописцы Сергей Георгиевич Егоров, Игорь Ильич Лапин) – Кирилл написан с густыми седыми волосами и бородой, расходящейся книзу на две косицы, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой – игуменский посох. На современных единоличных иконах Кирилл изображается, как правило, на фоне обители.



 
PR-CY.ru