КИРИЛЛ - Страница 7

В другом чуде исцеления духовник священник Иоанн «повелеваши положити обещание преподобному Кириллу написати образ подобия его, и в дому своем держати». Икона была написана, больной принял её у гроба Кирилла и выздоровел. Иконописные подлинники последней четверти XVII – XIX вв. предписывали изображать Кирилла под 1 июля и 18 марта таким образом: «…Подобием власы на главе кратки и русы, в полсед, тако же и брада проста до персей, на два косма, не вилась, в мантии, схима на плечах, рука благословящая» (Библиотека Академии Наук; см. также: Институт русской литературы и искусства; Российская национальная библиотека); «…Подобием надсед, власы не с ушей, брада доле Сергиевы, мантия краткая, ряса зелёная»; «...Подобием рус, власы на главе кратки и в полсед, такожде и брада проста на два косма, не вилась, в мантии. В житии его пишет сице: Образом аки Макарий Желтоводский, надсед, брада подоле его, на два косма распростреся, риза преподобническая» (Российская национальная библиотека). Иконописные образы Кирилла исследователи встречают редко, они происходят, в основном, из Каргополья. Исследователям известно, что в Челмогорской пустыни было несколько образов святого. В описи обители 1687 г. указано, что в церкви Богоявления «над гробницею икона пядница Кирила Чудотворца…, да на гробнице икона Кирила Чудотворца». Согласно описи церковного имущества монастыря 1888 г., в иконостасе этой церкви в местном ряду стояла икона преподобного «с венцом безпробнаго серебра весом двадцать золотников», а в приделе во имя Кирилла – его местный образ в одном киоте с иконами Рождества Пресвятой Богородицы и Воскресения Христова. Рака Кирилла была из «красного дерева, с клеймами с трёх сторон медными посеребренными. Икона на ней преподобного во весь рост, над нею Живоначальной Троицы, изображена красками на клее, венцы серебренные 84 пробы, на Живоначальной Троице 33 золотника и на преподобном 1 фунт. Сень над ракою преподобнаго столярной работы с резьбой, позолоченная червонным золотом. Подвесок зелёного цвета шерстяной материи, обшит бахромою апплике» (Государственный архив Архангельской области. Опись церковного и ризничного имущества Ошевенского монастыря и приписных к нему пустыни 1888 г.; Национальный архив Республики Карелия). Сохранилось несколько изводов и иконографических вариантов изображения Кирилла. Редкий и относительно ранний единоличный образ Кирилла последней трети XVIII в. из церкви Успения Пресвятой Богородицы в деревне Новинки (бывшая Лявля) под Архангельском, по мнению исследователей, входил в состав иконостаса: святой написан по пояс, вполоборота вправо, руки подняты в молении. На нём розоватая ряса, тёмный пояс и мантия, схима синего цвета с Голгофским крестом. Голова не покрыта, русые волосы, почти без проседи, разделены на прямой пробор, окладистая борода средней величины; надпись: «ПРП(до) КИРИЛЛ(л)Ъ ЧЕ(л)МОГОРСКIЙ». Наиболее распространённый извод – иконы святого с панорамой Челмогорской пустыни, которые исследователи считают важным изобразительным источником.

 



 
PR-CY.ru