КИРИЛЛ - Страница 9

Святой изображён седовласым старцем с округлой окладистой бородой, усы и брови с проседью. Одет в бордово-коричневую мантию, на плечах куколь тёмно-синего цвета с красными крестами, правая рука поднята в двуперстном благословении, в левой – свиток. Надпись: «стый пр(д) кирiлъ челмогорскiй». В старообрядческой среде были разработаны также изводы композиции «Собор русских святых». Так, погрудный образ Кирилла включён в левую группу преподобных – второй слева в третьем ряду, между преподобными Диодором Юрьегорским и Никодимом Кожеезерским, – на выговских иконах: конца XVIII – начала XIX вв. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия); 1814 г. письма П. Тимофеева из бывшего собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии (Русский музей); первой четверти XIX в. из собрания Григория Лепса; первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (Третьяковская галерея). По мнению исследователей, именно Кирилл, наименованный Каргопольским, включён в левую группу преподобных и на иконе «Собор русских святых» первой половины XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге (музей истории религии). Во второй половине ХVII в. Челмогорская пустынь была приписана к Кийскому Крестному монастырю, в ХVIII в. – к каргопольской Спасской обители, а во второй половине ХIХ в. – к Александрову Ошевенскому монастырю. Таким образом, появились иконы основателей каргопольских обителей, объединённых в одной композиции. В алтаре церкви Николая Чудотворца Ошевенского монастыря в конце ХIХ в. хранилась икона «Преподобные Кирилл Челмогорский и Александр Ошевенский» (Государственный архив Архангельской области). Икона «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеезерский и Кирилл Челмогорский – Каргопольские чудотворцы» XVIII в. под металлическим окладом конца ХIХ – начала ХХ вв. находится в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Каргополя. Святые представлены в рост, попарно, в молении Иисусу Христу; Кирилл – справа, вместе с преподобным Никодимом, облачён в мантию и схимнический куколь, в правой руке – свиток. Длинная борода святого внизу раздвоена, что подчёркнуто вырезом в окладе. Преподобные Кирилл и Пахомий Кенский представлены в клейме живописной рамы с композицией «Коронование Богоматери» и образами избранных святых, созданной каргопольским иконописцем в конце ХVIII в. (Карельский историко-архитектурный музей-заповедник). Здесь изображены и другие святые, почитавшиеся в Каргополье: преподобные Макарий Унженский, Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие («Святые каргопольской земли». 2002 г.). Ростовой образ Кирилла напротив изображения преподобного Макария Унженского помещён на поле иконы «Преподобный Александр Ошевенский, с видом Ошевенского монастыря» конца ХIХ в. (из села Ошевенского Каргопольского района Архангельской области, Карельский историко-архитектурный музей-заповедник).

 



 
PR-CY.ru